Билет № 25

 

Вопрос 1

Тема гибели дворянских гнезд в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

 

А. П. Чехов не раз подходил в своих произведениях к теме рас­пада дворянских гнезд. О надвигающейся гибели дворянских гнезд автор пишет в рассказах «В усадьбе», «Чужая беда», «В родном углу», «У знакомых» и др.

В пьесе «Вишневый сад» Чехов как бы обобщает тему гибели дворянских гнезд и подводит итог своим размышлениям о судьбе дворянства.

Перед нами типичная дворянская усадьба, окруженная старым вишневым садом. «Какой изумительный сад! Белые массы цветов, голубое небо!..» - восторженно говорит героиня пьесы Раневская.

Дворянское гнездо доживает последние дни. Имение не толь­ко заложено, но и перезаложено. Вскоре, в случае неуплаты про­центов, оно пойдет с молотка. Что же предпринимают для спасе­ния усадьбы ее владельцы? И что вообще представляют собой эти последние хозяева вишневого сада, живущие больше про­шлым, чем настоящим?

В прошлом - это богатая дворянская семья, которая ездила в Па­риж на лошадях и на балах которой танцевали генералы, бароны, адмиралы. Раневская имела дачу даже на юге Франции в Метоне.

Прошлое стоит теперь перед Любовью Андреевной в виде цве­тущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

Лопахин предлагает владельцам имения верное средство спа­сти усадьбу: разбить вишневый сад на участки и сдавать в аренду под дачи. Но с точки зрения барских понятий это средство кажет­ся недопустимым, оскорбительным для чести и фамильных тра­диций. Оно противоречит и дворянской этике. «Дача и дачники то так пошло, простите», - барски высокомерно заявляет Ранев­ская Лопахину. Поэзия вишневого сада и его дворянское прошлое заслоняют от хозяев усадьбы жизнь и требования практического расчета.

Безволие, неприспособленность, романтическая восторжен­ность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют Лю­бовь Андреевну Раневскую. Личная жизнь этой героини сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тра­тит средства на человека, который ее обманул и обобрал.

В характере Раневской, на первый взгляд, много хороших черт. Она обаятельна, любит природу и музыку. По отзывам окружаю­щих, она «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная.

Она доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины, настроения ее мимолетны, она сен­тиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху. Она как будто чутка и внимательна к людям. А между тем какая душев­ная пустота скрывается за этим внешним благодушием, какое рав­нодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы вишнево­го сада и ее личного благополучия.

Раневская в сущности эгоистична и равнодушна к людям. В то время как ее домашней прислуге «есть нечего», Раневская сорит деньгами направо и налево и даже устраивает никому не нужный бал.

Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду.

Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни . человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в име­нии, ничего не делая. Он сам признается, что проел свое состоя­ние на леденцах. Единственное его занятие - бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярд­ных ходов.

В противоположность своей сестре, Гаев несколько грубоват. Барское высокомерие к окружающим слышится в его словечках «кого?», «хам».

И Раневская, и Гаев - это люди, привыкшие беспечно жить, не работая, они даже не могут осмыслить трагизма своего положения. У них нет будущего. Это последние представители вырождающего­ся дворянства.

Еще одной значимой фигурой для понимания проблемы гибели дворянских гнезд является слуга Фирс. Порождение крепостной эпохи, он живет воспоминаниями о счастливом прошлом. Он полон забот о своем барине и ухаживает за ним, как за маленьким ребен­ком. «Опять не те брючки одели. И что мне с вами делать?» - обра­щается он к пятидесятилетнему Гаеву.

То, что Фирс оказался в заколоченном доме и в сущности об­речен на смерть, - символический эпизод в пьесе. Смерть его со­впадает с гибелью вишневого сада, знаменует конец эпохи дво­рянских гнезд.

 

 

 

Вопрос 2

Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого)

 

«Серебряным веком» - в сравнении с «золотым» пушкинским, - принято называть в истории русской поэзии, литературы и искусства конец ХIХ - начало XX века. Условные хронологические границы это­го явления можно определить по двум знаменательным для литера­туры явлениям : речь Достоевского о Пушкине (1880 г.) - речь Бло­ка «О назначении поэта» (1921 г.). С именем Пушкина и Достоевского связаны две основные тенденции в русской литературе как Серебряно­го века, так и всего XX столетия - гармоническая и трагедийная. Пе­рекличка двух веков русской поэзии - «золотого» пушкинского и «серебряного» — звучит у лучших поэтов начала XX века, которые росли и формировались под влиянием Пушкина, новаторство которых возросло на основе прекрасного знания русской поэтической класси­ки. Особенно наглядно сказалось это в творчестве Валерия Брюсова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есе­нина, Владимира Маяковского... У каждого из них - свой Пушкин.

Господствующим художественным мировосприятием и стилем серебряного века стал символизм, то есть новая форма романтизма.

Истоки новых течений в русской литературе Серебряного века (модернизма) уходят в 80-е годы - пору глухого безвременья. По­эзия тех лет представлена именами С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и К. Фофанова. Их творчество отмечено переходными свойствами: реалистическая поэтика постепенно сменяется роман­тической, а гнетущая атмосфера современной действительности все заметнее воспринимаются в свете романтических идеалов.

Поэты-восьмидесятники во многом подготовили почву для по­явления так называемых декадентов 90-х годов: Д. Мережковского, З. Гиппиус, Ф. Сологуба, В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Анненского. Декаденство в данном случае означало разрыв с идейным наследи­ем революционной демократии и народничества, сосредоточенность на сложном внутреннем мире собственного «Я» и особого рода эсте­тизм, связанный с болезнью красоты.

Особенно значительная роль - в постижении высоких идеалов любви, добра и красоты - великого русского философа и замеча­тельного поэта В. Соловьева, духовное наследие которого оказало глубокое воздействие на поэзию русских символистов, прежде все­го на А. Блока и А. Белого.

В поэзии Серебряного века принято выделять три основных те­чения: символизм, акмеизм, футуризм.

Для символистов основной идеей искусства (поэзии) становит­ся постижение тайн мира, изображение мира через систему симво­лов-образов.

Символистов сменили акмеисты, провозгласившие, что «для акмеистов сознательный смысл слова, «логос», такая же прекрасная форма, как музыка для символистов» (О. Мандельштам).

Футуристы - следующий этап в развитии поэзии начала века. «Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в сло­весном, искусстве».

Одним из представителей поэзии Серебряного века является Игорь Северянин.

Игорь Северянин (настоящая фамилия Лотарев) родился в 1887 году в Петербурге. Позже с семьей он переехал в Новгородскую губер­нию, а затем в 1904 году вновь возвращается в Петербург.

Поэтическая биография Северянина начинается в 1907 году. Именно тогда поэт определяет свое место:

 

Не изменяй намеченной тропы,

И помни: кто, зачем и где ты.

 

Поэт любил, по его собственному выражению, ошеломить пуб­лику самовосхвалением:

 

Я, гений Игорь - Северянин,

Своей победой упоен.

 

Такими стихами Игорь Северянин вызвал весьма неоднозначное отношение к себе и к своему творчеству. У многих его имя ассоцииро­валось с самовосхвалением, появился даже термин «северянщина».

В 1915 году, вовремя Первой мировой войны, чувствуя прибли­жение потрясений, поэт пишет:

 

Чем дальше, все хуже и хуже.

Все тягостней, все больней.

И к счастью тропинка уже, и ужас уже на ней.

 

Тяжело переносит Игорь Северянин Октябрьскую революцию и гражданскую войну. Он пишет:

 

Дни розни партийной для нас безотрадны

среди озверелых людей.

 

С 1918 года Северянин по воле случая оказывается в эмиграции в Эстонии, и с этого времени до 1941 года, то есть до своей смерти, он живет на чужбине.

Тема Родины для Северянина становится главной. Проникно­венны стихи о родной земле, о трагедии народа, которому досталась нелегкая судьба. Поэт переживает вместе с Россией, пропуская че­рез свое сердце все ее боли и страдания:

Безбожная моя Россия, священная моя страна.

 

Есть у Северянина цикл стихов, посвященных русским литера­торам: Гоголю, Фету, Гумилеву, Сологубу. Есть стихотворение, ко­торое поэт пишет о себе и называет его без ложной скромности «Игорь Северянин». В феврале 1918 года на одном из вечеров в По­литехническом музее его назвали «королем поэтов».

Полны очарования его стихи, посвященные прекрасной даме. Стихотворение «Кензель» не может не вызвать восторга у читателя:

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена.

 

Стихи Северянина музыкальны, отличаются большой напевностью и своеобразным лиризмом. Свои устные выступления он называл «поэзоконцертами», и, по словам современников, почти пел свои стихи. Поэт нередко прибегал к сочетанию «высокого» и «низкого» стиля. Характерно в этом плане стихотворение «Мороженое из сирени»:

 

Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударыни, судари, надо ль? - не дорого - можно без прений...

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

 

С юности Игорь Северянин стремился быть только поэтом - и ни­кем другим. Он хотел достичь высшей поэтической славы - достиг. И в тяжелые годы вынужденной эмиграции он мог оставаться толь­ко тем, кем был всю свою жизнь, — поэтом, умевшим претворять обыденные жизненные явления в откровения русского слова.

 

Мгновенья высокой красы!

Совсем незнакомой, чужой

В одиннадцатом году,

Прислал мне «ночные часы».

Я надпись его приведу:

«Поэту с открытой душой»...

 

Поэтом с открытой душой назвал Игоря Северянина другой поэт -Александр Блок. Эта надпись на подаренной книге относится ко времени, когда Игорь Северянин еще только вступал на литературное поприще. Определение, данное поэту Блоком, очень точно раскры­вает поэтическое дарование Игоря Северянина, его необычную для русской поэзии XX века личность, которая до конца не понята.

Поэзия Серебряного века отразила в себе, в своих больших и ма­лых магических зеркалах, сложный и неоднозначный процесс соци­ально-политического, духовно-нравственного, эстетического и куль­турного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас - войной внутрен­ней, гражданской. В этом метафорическом процессе, запечатленном поэзией, есть высокие подъемы и резкие спады, светлые и темные стороны, драматические и комические сцены, но в глубине своей -это процесс трагедийный. К сожалению, трагедия страны изменила судьбы многих ее граждан. Игорь Северянин не стал исключением.

 

 

Вопрос 3

Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».)

 

В романе « Евгений Онегин» рядом с главным героем автор изоб­ражает Владимира Ленского.

По характеристике самого Пушкина эти два человека абсолют­но противоположны («лед и пламень»). И тем не менее они стано­вятся неразлучными друзьями, хотя автор отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

Попробуем сравнить Онегина и Ленского. Настолько ли они раз­нятся между собой? Почему они «сошлись»?

 

Евгений Онегин

Владимир Ленский

Образование и воспитание

Традиционное дворянское воспита­ние и образование - в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образо­вание: Пушкин пишет: «мы все учи­лись понемногу чему-нибудь и как-нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее.

Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитани­ем в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Зато становится ясно, что резуль­татом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский - поэт.

Состояние души, отношение к человеческим ценностям

Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей -он не ценит любовь, дружбу, вер­нее не верит в искренность и силу этих чувств.

                          Нет: рано чувства в нем остыли

                          Ему наскучил света шум.

И далее автор ставит «диагноз» состо­яния своего героя - «короче: русская хандра им овладели понемногу...

Вернувшись на родину, Лен­ский ждет от жизни счастья и чуда - поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:

                           Цель жизни нашей для него

                           Была заманчивой загадкой,

                           Над ней Он голову ломал

                           И чудеса подозревал.

 

Жизнь в деревне, отношения с соседями

Приехав в деревню, Онегин ищет при­ложения своим силам, выхода из бес­цельного существования - он пыта­ется заменить барщину «оброком лег­ким», стремится найти людей, близ­ких ему по взгляду и духу. Но не найдя

никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещи­ков. А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевает скука и разочарование.

Ленского отличает востор­женно-мечтательное отноше­ние к жизни, душевная про­стота и наивность. Он не успел еще увянуть «от хлад­ного разврата света», он «сердцем милый был невеж­да».

Представление о цели и смысле жизни

Не верит ни в какую высокую цель

Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни человека, он только пока не знает её

Поэтическое творчество и отношение к нему героев

Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способно­сти сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с легкой иронией

Ленский - поэт.

Он с лирой странствовал на свете

                      Под небом Шиллера и Гете

                      Их поэтическим огнем

                      Душа воспламенялась в нем.

Ленский вдохновляется твор­чеством немецких поэтов-ро­мантиков. Сам тоже относится к романтикам. В чем-то он по­хож на друга Пушкина Кюхель­бекера. Стихи Ленского сенти­ментальны, а содержанием их являются любовь, «разлука и печаль, и нечто, и туманна даль, и романтические розы...»

История любви

Онегин не верит в искренность жен­ской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких чувств, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет изменившийся Онегин пони­мает, от какого счастья он отка­зался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви.

Ленский как поэт-романтик, влюб­ляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности - все в ней. Он не просто любит ее, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает ее в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвященного имени­нам Татьяны, Ольга вновь искренне проявляет свою при­вязанность и влюбленность в Ленского.

Дружба

При всем различии характеров, темпераментов и психологическо­го типа между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

1) они противопоставлены дворянству как в городе, так и в деревне;

2) они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радо­стями» круга светской молодежи;

3) широкие умственные интересы: история, философия, моральные вопросы, чтение литературных произведений.

 

 

Дуэль Онегина с Ленским и гибель последнего - трагически-нелепые события. Но в то же время они раскрывают страшную тай­ну Онегина - боязнь света, «общественного мненья», которое он делает вид, что презирает, цо ни один из героев романа не смог пе­реступить через такое понятие, как «условность». Онегин становит­ся убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идет на дуэль для того, чтобы на­казать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредо­точилось в Онегине.

В романе Пушкин делает попытку объяснить характер героя средой, обстоятельствами, но, вскрывая рациональные причины всех человеческих поступков, Пушкин видит и некую мистическую стро­ну жизни, ощущает судьбу как силу, которая вмешивается в чело­веческое существование, делая его таинственным и необъясни­мым и в то же время внося в него высший философский смысл.

Если попытаться коротко объяснить, что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке, то можно назвать сле­дующие причины:

• различия между героями, с одной стороны;

  с другой стороны, неумение или нежелание принять другого человека таким, как он есть, не пытаясь «подровнять» его под свои представления и взгляды;

• и все-таки самая главная причина в данной ситуации - это не­способность стать выше «общественного мнения», условностей, страх выглядеть «смешным» в глазах света, высшего общества, бо­язнь быть осужденным.

Hosted by uCoz