Билет
№ 24
Вопрос 1
Образ
Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Петербург
- не фон, на котором происходит действие романа, а один из его героев, даже в
какой-то степени, соучастник преступления.
Образ
создан писателем на основании его личных впечатлений. Скудные материальные
средства и бродячий дух писателя заставляли его часто менять квартиры - не в
богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных
угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои
Достоевского, как и сам автор, сторонятся «пушкинских» парадных кварталов.
Основная
черта, которой Достоевский наделяет город, - двойственность. Контрастом
грязным и душным улицам, пыльным площадям, выступает величественная и прохладная
Нева. Даже солнце в городе появляется только в момент заката, а днем его
присутствие ощущается через необычную жару и духоту. Роман начинается с описания
улиц Петербурга. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня,
всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь...»
«Нестерпимая вонь» и «страшная духота» постоянно
сопровождают Раскольникова. Ощущение нехватки воздуха преследует героя и в его
«каморке», и на улицах, и в тех домах, «комнатах-клетушках», где он
оказывается. Духота становится олицетворением города, который, как спрут,
жестоко и безжалостно поглощает душу человека. Город становится воплощением
социального зла, порока, жестокости и насилия.
Неслучайно
сцены уличной жизни занимают столь значительное место в повествовании. Эта
жизнь делает людей враждебно настроенными друг к другу, человеческие отношения
теряют доверительный характер. Между людьми не может быть иных отношений,
кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Описание
улиц - лишь часть образа города. Интерьеры «петербургских углов» имеют не
меньшее значение для раскрытия образа Петербурга. Каморка Раскольникова,
«проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где
проводит последнюю ночь Свидригайлов, - это темные,
сырые «гробы». Обстановка комнат, удручающая нищета, царящая в них, расширяют
понятие города-спрута, подчеркивают его противную человеческому естеству
болезненную сущность. Отсюда основным цветом романа становится желтый цвет,
который на страницах романа приобретает значение некого символа физического и
нравственного нездоровья. Описание петербургских
интерьеров органично входит в художественную ткань романа, помогает создать
атмосферу затхлости и болезненности и подчеркивает противоестественность внутреннего
мира героев.
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной
жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен
человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает героев
романа на скандалы и преступления.
Вопрос 2
Своеобразие
сатиры В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого)
Сатирические
стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский
беспощадно высмеивал явления, которые, по его мнению, мешали развитию молодого
советского государства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно
против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского
государства.
Сатирические
произведения Маяковского рождались под влиянием времени, были исключительно
злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.
Каково
же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и
обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы
сатирических произведений поэта?
После
1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие:
•
мещанство - «О дряни», «Хулиган», «Даешь изящную
жизнь», «Маруся отравилась», «Стабилизация быта», «Старое и новое» и др.;
•
бюрократизм—«Прозаседавшиеся», «Бюрократиада»,
«Бумажные ужасы», «Товарищ Иванов», «Баллада о бюрократе и робкоре»
и др.;
• капиталистическое окружение - «Как работает республика демократическая?»,
«Моя речь на Генуэзской конференции» и др.
Сатирическое
начало внутренне присуще творчеству Маяковского, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произведениям, но и
лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей.
Шарж,
ирония, гипербола, пародия, юмор придавали сатирическим произведениям поэта
различные оттенки. « Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский
издевается»( 1923) - так назвал он один из сборников
своих стихов.
Остановимся
более подробно на стихотворении «О дряни». В этом
стихотворении призыв к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими
во времена НЭПа .
Уже
в первых строках стихотворения ясно определена литературно-политическая цель
поэта: он хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей,
но и беспощадно бить по дряни. Кто же и что такое эта дрянь? Очень часто это - бюрократизм, чиновничья тупость;
здесь - это мещанская пошлость, обывательский быт.
Главные
герои стихотворения - супружеская пара во время вечернего чаепития. Домашний
«уют» с учетом современных «веяний». Он радуется прибавке к жалованью и
намеревается завести себе «галифища», она мечтает о
платье с эмблемой в виде серпа и молота, чтобы появляться на балах в
Реввоенсовете. Вот и все. И казалось бы, о чем
волноваться и на что гневаться? Не обычные ли это советские люди? Ведь и «галифища», и эмблема, и бал в Реввоенсовете, и портрет
Маркса на стенке, и газета «Известия» на диване - явные признаки нового,
советского быта. И даже жену муж называет не иначе, как «товарищ Надя». Но поэт
видит и другое. За внешностью и оперением советских
граждан он распознал «мурло мещанина», узнали сорвал
маску с лица приспособившихся к советской жизни обывателей. Недаром же в
стихотворении есть ряд деталей, которые характеризуют обстановку в доме как
мещанскую, обывательскую: хозяин сидит «от самовара разморясь»,
а жена его собирается «фигурять в свете», на газете «Известия» греется котенок,
а под потолком верещит «оголтелая канареица». Но
особо поэт подчеркивает узость интересов и настроений. Все это, по мнению
Маяковского, вещи не просто не допустимые, они опасны для дела революции:
Маркс
со стенки смотрел, смотрел...
И
вдруг
Разинул рот
Да
как заорет:
«Опутали
революцию обывательщины нити.
Страшнее
Врангеля обывательский быт.
Скорее
Головы
канарейкам сверните -
Чтоб
коммунизм
Канарейками не был побит!»
Поэт
ненавидел все то, что называл мещанством. И не только ненавидел, но и постоянно
предостерегал от той опасности, которую оно таят в себе. Мещанство для него
такой же давний и ненавистный враг, каким оно было для Горького.
В
1922 году в «Известиях» было напечатано сатирическое стихотворение
«Прозаседавшиеся». Стихотворение - своеобразный протест против бюрократии,
чиновничества и волокитства. Маяковский использовал в этом стихотворении такие
художественные приемы, как гипербола и гротеск. Для названия стихотворения
Маяковский использовал неологизм. В самом стихотворении автор рисует
бесконечную череду заседаний. Бюрократы заседают до двадцати раз в день, решая
пустые вопросы, «разрываются» пополам,, и уже «людей
половины» присутствуют одновременно на двух заседаниях сразу. Автор высказывает свое отношение к происходящему, как и вообще к
бюрократизму:
Мечтой
встречаю рассвет ранний:
«О,
хотя бы
еще
одно
заседание
относительно
искоренения всех заседаний!
Художественными
«помощниками» Маяковского в создании сатирических произведений можно назвать
следующие художественно-литературные приемы:
•
гиперболизация;
•
гротеск;
•
использование фантастического и невозможного.
Большинство сатирических стихотворений заканчивается жизнеутверждающе,
каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества.
Вопрос 3
Как в пьесе А С Грибоедова «Горе от
ума»совмещаются черты комедии драмы?
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» имеет особое значение
в развитии русской драмы.
Автор
назвал свою пьесу комедией, но в ней сочетается смешное и серьезное,
комическое и трагическое. В «Горе от ума» сосуществуют несколько литературных
жанров: легкая классическая любовная комедия, близкая реализму сатирическая
«комедия нравов», лирическая поэма, подчиняющаяся законам романтизма.
В
построении комедии нельзя не заметить черты классицизма: соблюдение в основном
правил трех единств, наличие длинных монологов, «говорящие» фамилии, в основе
любовный конфликт. Все это соответствует требованиям классической комедии. Но
по своему содержанию комедия Грибоедова является произведением строго
реалистическим и тяготеет к драме.
Грибоедов
черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства
начала XIX века и воспроизвел ее как
художник-реалист, вскрыв основные противоречия того исторического периода.
Автор
всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не является воплощением
какого-то одного порока или добродетели, как требует классический жанр
комедии. Герои Грибоедова -живые люди, наделенные свойственными им качествами.
Грибоедов показал человека и как личность, обладающую особой индивидуальностью,
и как нечто типичное, выросшее в определенных общественных условиях. Оставаясь
вполне индивидуальными, герои Грибоедова приобрели характер типического
обобщения огромной силы. Поэтому имена героев стали нарицательными. Так,
например, человека-подхалима, неискреннего называют «молчалиным»,
а грубого и невежественного - «скалозубом».
Создавая
образы своей комедии, Грибоедов разрешил важнейшую для писателя-драматурга
задачу речевой характеристики героев, то есть индивидуализировал язык
действующих лиц. В комедии Грибоедова каждый персонаж говорит свойственным ему
живым разговорным языком, который отражает образовательный и культурный
уровень героев, их род занятий и мировосприятие. Грибоедову удалось придать
стиху комедии характер живой непринужденной беседы. А. С. Пушкин о языке
комедии писал: «О стихах я не говорю -половина из них войдет в пословицу».
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» стала одной из первых
реалистических комедий. Автор передает в ней дух своего времени, верно и
многосторонне показывает основной конфликт, волновавший тогда русское
общество, глубоко проникает в психологию героя-современника. Все это позволяет
сделать вывод, что произведение А. С. Грибоедова носило новаторский характер,
сочетая в себе признаки классической комедии и реалистической драмы.