Билет № 24

 

Вопрос 1

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

Петербург - не фон, на котором происходит действие романа, а один из его героев, даже в какой-то степени, соучастник преступления.

Образ создан писателем на основании его личных впечатлений. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставля­ли его часто менять квартиры - не в богатых районах столицы, а на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, лишенных всякой архитектуры, где люди «так и кишат». Герои Достоев­ского, как и сам автор, сторонятся «пушкинских» парадных кварталов.

Основная черта, которой Достоевский наделяет город, - двой­ственность. Контрастом грязным и душным улицам, пыльным пло­щадям, выступает величественная и прохладная Нева. Даже солнце в городе появляется только в момент заката, а днем его присутствие ощущается через необычную жару и духоту. Роман начинается с опи­сания улиц Петербурга. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь...» «Нестерпимая вонь» и «страшная духота» постоянно сопровождают Раскольникова. Ощущение нехватки воздуха преследу­ет героя и в его «каморке», и на улицах, и в тех домах, «комнатах-кле­тушках», где он оказывается. Духота становится олицетворением города, который, как спрут, жестоко и безжалостно поглощает душу человека. Город становится воплощением социального зла, порока, жестокости и насилия.

Неслучайно сцены уличной жизни занимают столь значитель­ное место в повествовании. Эта жизнь делает людей враждебно настроенными друг к другу, человеческие отношения теряют дове­рительный характер. Между людьми не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Описание улиц - лишь часть образа города. Интерьеры «петер­бургских углов» имеют не меньшее значение для раскрытия образа Петербурга. Каморка Раскольникова, «проходной угол» Мармеладова, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - это темные, сырые «гробы». Обста­новка комнат, удручающая нищета, царящая в них, расширяют понятие города-спрута, подчеркивают его противную человеческому естеству болезненную сущность. Отсюда основным цветом романа становится желтый цвет, который на страницах романа приобретает значение некого символа физического и нравственного нездоровья. Описа­ние петербургских интерьеров органично входит в художественную ткань романа, помогает создать атмосферу затхлости и болезненности и подчеркивает противоестественность внутреннего мира героев.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, ко­торый враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает героев романа на скандалы и преступления.

 

 

 

Вопрос 2

Своеобразие сатиры В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого)

 

Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского занимают особое место. Маяковский беспощадно высмеивал явления, кото­рые, по его мнению, мешали развитию молодого советского госу­дарства. Силою своего искусства поэт боролся яростно и страстно против всего, что стояло на пути становления и совершенствования Советского государства.

Сатирические произведения Маяковского рождались под влия­нием времени, были исключительно злободневны и вместе с тем несли в себе глубокое обобщение.

Каково же конкретное содержание сатиры Маяковского? Какие недостатки высмеивает и обличает поэт? Чем интересны поэтические образы, литературные приемы сатирических произведений поэта?

После 1917 года сатирическими адресами поэзии Маяковского были следующие:

• мещанство - «О дряни», «Хулиган», «Даешь изящную жизнь», «Маруся отравилась», «Стабилизация быта», «Старое и новое» и др.;

• бюрократизм—«Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Бумаж­ные ужасы», «Товарищ Иванов», «Баллада о бюрократе и робкоре» и др.;

• капиталистическое окружение - «Как работает республика де­мократическая?», «Моя речь на Генуэзской конференции» и др.

Сатирическое начало внутренне присуще творчеству Маяковс­кого, юмор и сатира свойственны не только сатирическим произ­ведениям, но и лирическим стихотворениям, и поэмам, и пьесам, и стихотворениям для детей.

Шарж, ирония, гипербола, пародия, юмор придавали сатиричес­ким произведениям поэта различные оттенки. « Маяковский улыба­ется, Маяковский смеется, Маяковский издевается»( 1923) - так на­звал он один из сборников своих стихов.

Остановимся более подробно на стихотворении «О дряни». В этом стихотворении призыв к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во времена НЭПа .

Уже в первых строках стихотворения ясно определена литератур­но-политическая цель поэта: он хочет не только воспевать героические дела и подвиги советских людей, но и беспощадно бить по дряни. Кто же и что такое эта дрянь? Очень часто это - бюрократизм, чиновни­чья тупость; здесь - это мещанская пошлость, обывательский быт.

Главные герои стихотворения - супружеская пара во время ве­чернего чаепития. Домашний «уют» с учетом современных «веяний». Он радуется прибавке к жалованью и намеревается завести себе «галифища», она мечтает о платье с эмблемой в виде серпа и молота, чтобы появляться на балах в Реввоенсовете. Вот и все. И казалось бы, о чем волноваться и на что гневаться? Не обычные ли это совет­ские люди? Ведь и «галифища», и эмблема, и бал в Реввоенсовете, и портрет Маркса на стенке, и газета «Известия» на диване - явные признаки нового, советского быта. И даже жену муж называет не иначе, как «товарищ Надя». Но поэт видит и другое. За внешностью и оперением советских граждан он распознал «мурло мещанина», узнали сорвал маску с лица приспособившихся к советской жизни обывателей. Недаром же в стихотворении есть ряд деталей, которые характеризуют обстановку в доме как мещанскую, обывательскую: хо­зяин сидит «от самовара разморясь», а жена его собирается «фигурять в свете», на газете «Известия» греется котенок, а под потолком вере­щит «оголтелая канареица». Но особо поэт подчеркивает узость интересов и настроений. Все это, по мнению Маяковского, вещи не просто не допустимые, они опасны для дела революции:

 

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

И вдруг

Разинул рот

Да как заорет:

«Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее

Головы канарейкам сверните -

Чтоб коммунизм

Канарейками не был побит!»

 

Поэт ненавидел все то, что называл мещанством. И не только ненавидел, но и постоянно предостерегал от той опасности, кото­рую оно таят в себе. Мещанство для него такой же давний и ненави­стный враг, каким оно было для Горького.

В 1922 году в «Известиях» было напечатано сатирическое стихо­творение «Прозаседавшиеся». Стихотворение - своеобразный про­тест против бюрократии, чиновничества и волокитства. Маяковс­кий использовал в этом стихотворении такие художественные при­емы, как гипербола и гротеск. Для названия стихотворения Маяков­ский использовал неологизм. В самом стихотворении автор рисует бесконечную череду заседаний. Бюрократы заседают до двадцати раз в день, решая пустые вопросы, «разрываются» пополам,, и уже «лю­дей половины» присутствуют одновременно на двух заседаниях сра­зу. Автор высказывает свое отношение к происходящему, как и во­обще к бюрократизму:

Мечтой встречаю рассвет ранний:

«О, хотя бы

еще

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

 

Художественными «помощниками» Маяковского в создании са­тирических произведений можно назвать следующие художествен­но-литературные приемы:

• гиперболизация;

• гротеск;

• использование фантастического и невозможного.

Большинство сатирических стихотворений заканчивается жиз­неутверждающе, каким-нибудь призывом к искоренению каких-либо недостатков и пороков общества.

 

 

 

Вопрос 3

Как в пьесе А С Грибоедова «Горе от ума»совмещаются черты комедии драмы?

 

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» имеет особое значение в развитии русской драмы.

Автор назвал свою пьесу комедией, но в ней сочетается смеш­ное и серьезное, комическое и трагическое. В «Горе от ума» сосуще­ствуют несколько литературных жанров: легкая классическая лю­бовная комедия, близкая реализму сатирическая «комедия нравов», лирическая поэма, подчиняющаяся законам романтизма.

В построении комедии нельзя не заметить черты классицизма: соблюдение в основном правил трех единств, наличие длинных мо­нологов, «говорящие» фамилии, в основе любовный конфликт. Все это соответствует требованиям классической комедии. Но по свое­му содержанию комедия Грибоедова является произведением стро­го реалистическим и тяготеет к драме.

Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства начала XIX века и воспроизвел ее как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того истори­ческого периода.

Автор всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не является воплощением какого-то одного порока или добродете­ли, как требует классический жанр комедии. Герои Грибоедова -живые люди, наделенные свойственными им качествами. Грибое­дов показал человека и как личность, обладающую особой индиви­дуальностью, и как нечто типичное, выросшее в определенных об­щественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова приобрели характер типического обобщения огромной силы. Поэтому имена героев стали нарицательными. Так, например, человека-подхалима, неискреннего называют «молчалиным», а гру­бого и невежественного - «скалозубом».

Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важней­шую для писателя-драматурга задачу речевой характеристики героев, то есть индивидуализировал язык действующих лиц. В комедии Гри­боедова каждый персонаж говорит свойственным ему живым раз­говорным языком, который отражает образовательный и культурный уровень героев, их род занятий и мировосприятие. Грибоедову уда­лось придать стиху комедии характер живой непринужденной бесе­ды. А. С. Пушкин о языке комедии писал: «О стихах я не говорю -половина из них войдет в пословицу».

Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» стала одной из первых реалистических комедий. Автор передает в ней дух своего времени, верно и многосторонне показывает основной конфликт, волновав­ший тогда русское общество, глубоко проникает в психологию ге­роя-современника. Все это позволяет сделать вывод, что произведе­ние А. С. Грибоедова носило новаторский характер, сочетая в себе признаки классической комедии и реалистической драмы.

Hosted by uCoz