Билет № 22

 

Вопрос 1

Герои и проблематика сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений)

 

Выдающимся достижением последнего десятилетия литератур­ной деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина является книга «Сказ­ки». В нее вошло 32 произведения. Эту книгу, безусловно, можно назвать самым ярким и наиболее популярным творением великого сатирика. Написание целой книги сказок можно объяснить несколь­кими причинами. Во-первых, автор овладел жанром сказки и вирту­озно владеет всеми художественными приемами этого жанра. Во-вторых, сказочная фантастика в какой-то мере служит средством художественной маскировки наиболее острых социальных и идей­но-политических проблем. И наконец, доступность формы ши­рокому кругу читателей позволило автору расширить круг читатель­ской аудитории!

При создании сказок писатель использует типичные для сати­рического произведения приемы: фантастика, гипербола, иносказа­ние (аллегория), сближение обличаемых социальных явлений с явле­ниями животного мира.

Остановимся на сказке «Медведь на воеводстве». Сказка напо­минает по содержанию «Историю одного города». Тема сказки - высмеивание царя, министров, губернаторов, но царские сановники представлены автором в образе медведей, которые устанавливают свои порядки в лесной чаще.

В сказке выведены трое Топтыгиных. Каждый из героев по-сво­ему отличается на воеводстве. Перед правителями стоит задача обиться полного подчинения, а значит, и порядка. Топтыгин Пер­вый усмирял «внутренних врагов» разного рода злодействами, на­пример, «срамными» (чижика съел). А Топтыгин Второй покорнос­ти добивается устрашениями «блестящими» (погром над мужиками учинил). Топтыгин Третий отличается от своих предшественников добродушным нравом. Он ограничивает свою деятельность только соблюдением «исстари заведенного порядка», довольствовался злодействами «натуральными». Но и при Топтыгине Третьем лес не меняет своего облика. «И днем, и ночью он гремел миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, дру­гие - победный клик». Такой порядок вещей продолжался многие годы. Но вот терпение мужиков кончилось и они расправились с Топ­тыгиным Третьим. Да и с предыдущими Топтыгиными они расправ­лялись аналогично.

Писатель подводит читателя к мысли о том, что смена одного воеводы, злого и жестокого, другим, либеральным и мягким, не смо­жет изменить ситуации. Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении воевод Топтыгиных вообще. В сказке со­держится вывод о необходимости свержения самодержавия как ан­тинародной и деспотической форме государственной власти.

Сказка «Медведь на воеводстве» при жизни писателя не была допущена цензурой к опубликованию, но она распространялась в рус­ских и зарубежных нелегальных изданиях.

 

 

 

Вопрос 2

ПОЭМА С. ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА»

 

Я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек.

С Есенин

 

Поэма «Анна Снегина» — одна из лучших в творчестве Сер­гея Есенина. Это и эпическое произведение, так как раскрывает судьбы народа в революции, и лирическое, отражающее суть че­ловеческих переживаний, внутренний мир героев.

Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа. Кульминационная сцена поэмы — тревожный, заинтере­сованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле.

 

Кричат нам,

Что землю не троньте,

Еще не настал, мол, миг.

За что же тогда на фронте

Мы губим себя и других?..

 

Есенин изображает революционные события с исторической точки зрения. С этими событиями связаны и судьбы героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне «забрали в волость с хозяйками и со скотом»; крестья­нина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и мечтающего скорее открыть «коммуну в своем селе»; старика-мельника и его жены — доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказ­чика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в «мужиц­кие дела».

 

Не слышно собачьего лая,

Здесь нечего, видно, стеречь

У каждого хата гнилая,

 А в хате ухваты да печь.

Гляжу, на крычьце у

Прона Горластый мужицкий галдеж:.

 Толкуют о новых законах,

О ценах на скот и рожь.

 

В поэме русский народ разобщен. Поэт показывает разных «мужиков»: крестьяне — труженики горячо приветствуют рево­люцию, но есть и такие, которых, по выражению Прона, «еще нужно варить», есть закоренелыесобственники, вроде «отврати­тельного малого» — возницы, есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции «легкой жизни». По-разному вос­принимают ломку старой жизни и другие герои поэмы.

Анна Снегина, когда-то мечтавшая с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

 

«Когда-то я очень любила

Сидеть у калитки вдвоем.

Мы вместе мечтали о славе...

 И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...»

 

На что-то надеясь, она отправляется искать счастья на чужби­не. Последняя встреча героя поэмы с Анной Снегиной происхо­дит «на расстояньи», как бы незримо. Но от этого значение ее нис­колько не снижается, а становится заглавно-ключевым.

В самом деле, еще раз вдумаемся в строки лондонского письма героини, по легкости слога, казалось бы, такого беспеч­ного. Оно не только наполнено горькими раздумьями-воспоми­наньями о безоблачных днях юности, но и суровыми, бескомпро­миссными оценками своего жизненного пути.

 

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, толь в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

 На красный советский флаг.

Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна...

 

В путях и перепутьях по чужим городам и весям Анйа Снеги-на не утратила в сердце главного — любви к Родине. Поэтому она приходит в порт, издали с тоской и волнением смотрит на красный флаг: это частичка утраченной ею, но не забытой от­чизны.

Конечно, все не так просто! Поэт это прекрасно осознает. |" Красный флаг — символ новой России — радует ее, но и стра­шит. Она не забыла, что ей пришлось пережить. Когда-то на воп­рос поэта она ответила молчанием, в котором угадывалась не только боль утраты, но и осознание исторической справедливос­ти народного возмездия.

 

«Скажите,

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор ?»

Но как-то печально и странно

Она опустила свой взор...

 

С каждым годом эта новая Россия становится для Анны Сне­гиной все ближе. Мечты, думы об этой, казалось бы, утрачен­ной навсегда и вновь обретенной Родине — это единственное, что согревает ей душу, удерживает на этой грешной земле.

Теперь на чужбине для героини все роднее и ближе становится образ человека, любовь которого она отвергла дважды. Узнав, что человек, некогда любивший ее, жив, находится по-прежнему на Родине, Анна отправляет ему письмо, в котором открывает свою душу.

 

Так часто мне снится ограда,

 Калитка и ваши слова...

Но вы мне по-прежнему милы,

 Как родина и как весна.

 

Скорее всего, она не ждет ответа на свое письмо, да и сама не будет больше писать. Все необходимое она уже высказала, об­легчила душу, а возврата к старому нет, время не может бежать вспять.

Эта поэма Есенина поражает глубиной содержания при внеш­ней простоте повествования. Она подтверждает гениальность и мастерство поэта.

 

 

Вопрос 3

В чем смысл противопоставления Петра Первого и бедного Евгения в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

 

Поэма «Медный всадник» написана А. С. Пушкиным в 1833 году. В ней нашло отражение современное Пушкину событие - наводне­ние 1824 года. В поэме нет традиционного деления героев на глав­ных и второстепенных, и рядом с героической темой Петра звучит другая тема - тема «маленьких людей», городской бедноты, их ра­достей и страданий. В таком смешении персонажей заключен важ­ный идейный смысл: судьба обычного человека оценивается в исто­рической перспективе.

Петр I - герой поэмы. Это государь-преобразователь, он сим­волизирует новую Россию. В поэме его образ и образ Медного всадника совпадают. Вздыбленный конь готов перенести через темные воды непокорной Невы своего гордого всадника. Этот образ передает характер царя-реформатора и его реформ. Петр I не коня поднимает на дыбы, а всю Россию. В своем порыве он забывает обо всем, он смотрит только далеко вперед и не замеча­ет того, что здесь, рядом с ним.

А рядом с Великим царем оказываются простые смертные люди, которые по его воле и желанию стали заложниками стихии. Другим героем поэмы является Евгений - мелкий чиновник из обедневшего дворянского рода Его жизнь проста и незамысловата. Только про-стые житейские радости скрашивают течение дней его жизни, где каждый следующий день похож на предыдущий. И только одна меч­та, одно светлое пятно есть в череде этих дней — его возлюбленная Параша, которая живет на Васильевском острове в небольшом до­мике вместе с мамой. Но наводнение 1824 года разрушает не только дома и набережные, разбушевавшаяся стихия разрушает мир грез Евгения. Страшное наводнение застает героя на берегу Невы. Чтобы уберечься от потоков воды, смывающих все на своем пути, Евгений ищет высокое место и сам не помнит, как оказывается на площади рядом с памятником Петру I. Теперь они рядом и вместе одинаково равны перед силами бушующей воды. Евгений с ужасом и востор­гом наблюдает за происходящим, наверное, такие же чувства мог испытывать и творец великого города. Вода постепенно спадает, и первые мысли Евгения о Параше, он стремится на другой берег, на остров к милому домику. Но ужас охватывает героя при виде кар­тины разрушения - нет маленького домика на берегу, его не пожале­ла вода, он смыт, вода забрала и Парашу, и ее мать.

Горе, отчаяние сменяются ожесточением. Не помня себя, Евге­ний возвращается к тому месту, где пережидал наводнение, то есть к памятнику Петру. Но теперь совсем другие чувства переполняют, душу героя. Он почти обезумел от горя. В нем живут только боль утраты и ужас пережитого. Он ищет виновника произошедшего. Поднимает взгляд и видит над собой Великого Петра, гордого, силь­ного. И Евгений вдруг понимает, что именно царь виноват во всем, что произошло. Страшные слова обвинения и угроз вырываются из уст героя, и эти слова он обращает к царю.

Столкновение двух неравных сил представлено Пушкиным в по­эме: с одной стороны силы природы. И сродни этим стихийным силам сила Царя, сумевшего подчинить себе всю Россию, заставившего считаться с Россией другие страны и государства. А с другой сторо­ны сила чувств «маленького человека», у которого в жизни нет ни­чего, или даже если что-то есть - возлюбленная, надежда на про­стое, обыкновенное человеческое счастье, - то это все может быть разрушено в одно мгновение силами природы или самодержца, по­тому что никто никогда не будет думать о простом человеке.

По сравнению с грандиозными планами и идеями Петра мечты Евгения ничтожны. Но Пушкин далек от мысли, что его герой убог и нищ духовно. Напротив, стремление к личному счастью вполне естественно и закономерно. В изображении Пушкина Евгений -честный, стремящийся к независимости, он мечтает «себе доста­вить И независимость и честь». Более того, нельзя не отметить, что Евгений - мыслящий человек. Он понимает, что виновником гибели его счастья является «кумир на бронзовом коне».

После наводнения меняется отношения Евгения к Петру, да и сам образ Великого преобразователя тоже меняется:

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!..

 

Евгений видит перед собой ужасного, грозного, беспощадного царя. Статуя как бы оживает. Против Медного всадника, который теперь олицетворяет собой твердыню самодержавной власти, вос­стает Евгений:

 

...Ужо тебе!

 

Медный всадник и Евгений воплощают трагические противо­речия истории, в которой государственные и личные интересы со­существуют в противостоянии.

Hosted by uCoz