Билет
№ 22
Вопрос 1
Герои
и проблематика сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений)
Выдающимся
достижением последнего десятилетия литературной деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина
является книга «Сказки». В нее вошло 32 произведения. Эту книгу, безусловно,
можно назвать самым ярким и наиболее популярным творением великого сатирика.
Написание целой книги сказок можно объяснить несколькими причинами. Во-первых,
автор овладел жанром сказки и виртуозно владеет всеми художественными приемами
этого жанра. Во-вторых, сказочная фантастика в какой-то мере служит средством
художественной маскировки наиболее острых социальных и идейно-политических
проблем. И наконец, доступность формы широкому кругу читателей позволило
автору расширить круг читательской аудитории!
При
создании сказок писатель использует типичные для сатирического произведения
приемы: фантастика, гипербола, иносказание (аллегория), сближение обличаемых социальных
явлений с явлениями животного мира.
Остановимся
на сказке «Медведь на воеводстве». Сказка напоминает по содержанию «Историю
одного города». Тема сказки - высмеивание царя, министров, губернаторов, но
царские сановники представлены автором в образе медведей, которые устанавливают
свои порядки в лесной чаще.
В сказке
выведены трое Топтыгиных. Каждый из героев по-своему отличается на воеводстве.
Перед правителями стоит задача -добиться полного
подчинения, а значит, и порядка. Топтыгин Первый усмирял
«внутренних врагов» разного рода злодействами, например, «срамными» (чижика
съел). А Топтыгин Второй покорности добивается
устрашениями «блестящими» (погром над мужиками учинил). Топтыгин Третий отличается от своих предшественников добродушным
нравом. Он ограничивает свою деятельность только соблюдением «исстари
заведенного порядка», довольствовался злодействами «натуральными». Но и при
Топтыгине Третьем лес не меняет своего облика. «И
днем, и ночью он гремел миллионами голосов, из которых одни представляли
агонизирующий вопль, другие - победный клик». Такой порядок вещей продолжался
многие годы. Но вот терпение мужиков кончилось и они расправились с Топтыгиным Третьим. Да и с предыдущими Топтыгиными они расправлялись
аналогично.
Писатель
подводит читателя к мысли о том, что смена одного воеводы, злого и жестокого,
другим, либеральным и мягким, не сможет изменить ситуации. Спасение не в
замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении воевод
Топтыгиных вообще. В сказке содержится вывод о необходимости свержения
самодержавия как антинародной и деспотической форме государственной власти.
Сказка «Медведь на воеводстве» при жизни писателя не была
допущена цензурой к опубликованию, но она распространялась в русских и
зарубежных нелегальных изданиях.
Вопрос 2
ПОЭМА С.
ЕСЕНИНА «АННА СНЕГИНА»
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
С Есенин
Поэма «Анна Снегина» — одна из
лучших в творчестве Сергея Есенина. Это и эпическое произведение, так как
раскрывает судьбы народа в революции, и лирическое, отражающее суть человеческих
переживаний, внутренний мир героев.
Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой
народа. Кульминационная сцена поэмы — тревожный, заинтересованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле.
Кричат нам,
Что землю не троньте,
Еще не настал, мол, миг.
За что же тогда на фронте
Мы губим себя и других?..
Есенин изображает революционные события с исторической
точки зрения. С этими событиями связаны и судьбы героев
поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время
революции крестьяне «забрали в волость с хозяйками и со скотом»; крестьянина-бедняка
Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и
мечтающего скорее открыть «коммуну в своем селе»; старика-мельника и его жены —
доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона,
вовлеченного революцией в «мужицкие дела».
Не слышно собачьего лая,
Здесь нечего, видно, стеречь —
У каждого хата гнилая,
А в хате ухваты да печь.
Гляжу, на крычьце
у
Прона Горластый мужицкий галдеж:.
Толкуют о новых законах,
О ценах на скот и рожь.
В поэме русский народ разобщен. Поэт показывает разных
«мужиков»: крестьяне — труженики горячо приветствуют революцию, но есть и
такие, которых, по выражению Прона, «еще нужно
варить», есть закоренелыесобственники, вроде «отвратительного
малого» — возницы, есть крикуны и бездельники, как Лабутя,
ищущие в революции «легкой жизни». По-разному воспринимают ломку старой жизни
и другие герои поэмы.
Анна Снегина, когда-то
мечтавшая с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада
помещичьей жизни.
«Когда-то я очень любила
Сидеть у калитки вдвоем.
Мы вместе мечтали о славе...
И вы угодили в прицел,
Меня же про это заставил
Забыть молодой офицер...»
На что-то надеясь, она отправляется искать счастья на
чужбине. Последняя встреча героя поэмы с Анной Снегиной
происходит «на расстояньи», как бы незримо. Но от
этого значение ее нисколько не снижается, а становится заглавно-ключевым.
В самом деле, еще раз вдумаемся в строки лондонского
письма героини, по легкости слога, казалось бы, такого беспечного. Оно не
только наполнено горькими раздумьями-воспоминаньями о безоблачных днях юности,
но и суровыми, бескомпромиссными оценками своего жизненного пути.
Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, толь в
страх,
Гляжу средь судов все
пристальней
На красный советский флаг.
Теперь там достигли силы.
Дорога моя ясна...
В путях и перепутьях по чужим городам и весям Анйа Снеги-на не утратила в
сердце главного — любви к Родине. Поэтому она приходит в порт, издали с тоской
и волнением смотрит на красный флаг: это частичка утраченной ею, но не забытой
отчизны.
Конечно, все не так просто! Поэт это прекрасно осознает.
|" Красный флаг — символ новой России — радует ее, но и страшит. Она не
забыла, что ей пришлось пережить. Когда-то на вопрос поэта она ответила
молчанием, в котором угадывалась не только боль утраты, но и осознание
исторической справедливости народного возмездия.
«Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор ?»
Но как-то печально и странно
Она опустила свой взор...
С каждым годом эта новая Россия становится для Анны Снегиной все ближе. Мечты, думы об этой, казалось бы,
утраченной навсегда и вновь обретенной Родине — это единственное, что
согревает ей душу, удерживает на этой грешной земле.
Теперь на чужбине для героини все роднее и ближе
становится образ человека, любовь которого она отвергла дважды. Узнав, что
человек, некогда любивший ее, жив, находится по-прежнему на Родине, Анна
отправляет ему письмо, в котором открывает свою душу.
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова...
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
Скорее всего, она не ждет ответа на свое письмо, да и
сама не будет больше писать. Все необходимое она уже высказала, облегчила
душу, а возврата к старому нет, время не может бежать вспять.
Эта
поэма Есенина поражает глубиной содержания при внешней простоте повествования.
Она подтверждает гениальность и мастерство поэта.
Вопрос 3
В чем
смысл противопоставления Петра Первого и бедного Евгения в
поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
Поэма
«Медный всадник» написана А. С. Пушкиным в 1833 году. В ней нашло отражение современное
Пушкину событие - наводнение 1824 года. В поэме нет традиционного деления
героев на главных и второстепенных, и рядом с героической темой Петра звучит
другая тема - тема «маленьких людей», городской бедноты, их радостей и
страданий. В таком смешении персонажей заключен важный идейный смысл: судьба
обычного человека оценивается в исторической перспективе.
Петр
I - герой поэмы. Это
государь-преобразователь, он символизирует новую Россию. В поэме его образ и
образ Медного всадника совпадают. Вздыбленный конь готов перенести через темные
воды непокорной Невы своего гордого всадника. Этот образ передает характер
царя-реформатора и его реформ. Петр I не коня поднимает на дыбы, а всю Россию. В своем порыве он
забывает обо всем, он смотрит только далеко вперед и не замечает того, что
здесь, рядом с ним.
А рядом
с Великим царем оказываются простые смертные люди, которые по его воле и
желанию стали заложниками стихии. Другим героем поэмы является Евгений - мелкий
чиновник из обедневшего дворянского рода Его жизнь проста и незамысловата.
Только про-стые житейские радости скрашивают течение
дней его жизни, где каждый следующий день похож на предыдущий. И только одна
мечта, одно светлое пятно есть в череде этих дней — его возлюбленная Параша,
которая живет на Васильевском острове в небольшом домике вместе с мамой. Но
наводнение 1824 года разрушает не только дома и набережные, разбушевавшаяся
стихия разрушает мир грез Евгения. Страшное наводнение застает героя на берегу
Невы. Чтобы уберечься от потоков воды, смывающих все на своем пути, Евгений
ищет высокое место и сам не помнит, как оказывается на площади рядом с
памятником Петру I. Теперь они
рядом и вместе одинаково равны перед силами бушующей воды. Евгений с ужасом и
восторгом наблюдает за происходящим, наверное, такие же чувства мог испытывать
и творец великого города. Вода постепенно спадает, и первые мысли Евгения о
Параше, он стремится на другой берег, на остров к милому домику. Но ужас
охватывает героя при виде картины разрушения - нет маленького домика на
берегу, его не пожалела вода, он смыт, вода забрала и Парашу, и ее мать.
Горе,
отчаяние сменяются ожесточением. Не помня себя, Евгений возвращается к тому
месту, где пережидал наводнение, то есть к памятнику Петру. Но теперь совсем
другие чувства переполняют, душу героя. Он почти обезумел от горя. В нем живут
только боль утраты и ужас пережитого. Он ищет виновника произошедшего.
Поднимает взгляд и видит над собой Великого Петра, гордого, сильного. И
Евгений вдруг понимает, что именно царь виноват во всем, что произошло.
Страшные слова обвинения и угроз вырываются из уст героя, и эти слова он
обращает к царю.
Столкновение
двух неравных сил представлено Пушкиным в поэме: с одной стороны силы природы.
И сродни этим стихийным силам сила Царя, сумевшего подчинить себе всю Россию,
заставившего считаться с Россией другие страны и государства. А с другой стороны
сила чувств «маленького человека», у которого в жизни нет ничего, или даже
если что-то есть - возлюбленная, надежда на простое, обыкновенное человеческое
счастье, - то это все может быть разрушено в одно мгновение силами природы или
самодержца, потому что никто никогда не будет думать о простом человеке.
По
сравнению с грандиозными планами и идеями Петра мечты Евгения ничтожны. Но Пушкин
далек от мысли, что его герой убог и нищ духовно. Напротив, стремление к
личному счастью вполне естественно и закономерно. В изображении Пушкина Евгений
-честный, стремящийся к независимости, он мечтает «себе доставить И
независимость и честь». Более того, нельзя не отметить, что Евгений - мыслящий
человек. Он понимает, что виновником гибели его счастья является «кумир на
бронзовом коне».
После
наводнения меняется отношения Евгения к Петру, да и сам образ Великого
преобразователя тоже меняется:
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!..
Евгений
видит перед собой ужасного, грозного, беспощадного царя. Статуя как бы оживает.
Против Медного всадника, который теперь олицетворяет собой твердыню
самодержавной власти, восстает Евгений:
...Ужо тебе!
Медный всадник и Евгений воплощают трагические противоречия
истории, в которой государственные и личные интересы сосуществуют в
противостоянии.