Билет №21

 

Вопрос I

Мысль семейная в романе Д. Н. Толстого «Война и мир»

 

«От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью - она гото­ва распространиться, путь в семью - это путь к людям, - «пишет о романе «Война и мир» Н. Берковский.

В романе «Война и мир» Л. Н.Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящие аристократические традиции Болконские; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная вза­имного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бер­гов, которая начинает свое существование с закладки «материаль­ного фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, емьи, основанные на искренних и глубоких чувствах.

Попробуем расположить семьи, представленные в романе, по мере их близости к толстовскому представлению об идеальной семье.

 

Берги.

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). По мысли Толстого, Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселен­ского мещанства (мания приобретательства в любой ситуации берет верх, заглушая проявление нормальных чувств - эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей). Берг «эксплуатирует» войну 1812 года, «выжимает» из неё максимум выгоды для себя. Берги всеми силами стараются походить на приня­тые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги, - точ­ная копия множества других вечеров со свечами и чаем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) ещё в девичестве, несмот­ря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» суждений, отталкивает от себя людей своим рав­нодушием к окружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья, по мнению Толстого, не может стать основой об­щества, потому что. «фундамент», положенный в её основу, - мате­риальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способ­ствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

 

Курагины - князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен.

Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одино­чество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену. Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искус­ственностью, лжепатриотизмом, интригами. Подлинное лицо князя  Василия проявляется в эпизоде дележа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отка­заться. Он фактически продает свою дочь, выдавая её за Пьера. Животное безнравственно начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконс­ких, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к Наташе Ростовой настолько низко и без­нравственно, что не нуждается ни в каких комментариях. Элен до­стойно завершает семейную галерею - это женщина-хищница, го­товая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формаль­ной, то есть в ней живут люди родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, а потому, можно предположить, что такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

 

Болконские.

Глава семьи, старый князь Болконский, устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом - он истинный ари­стократ, и все традиции аристократии им бережно сохраняются.

Нельзя не отметить, что настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя - его осведомленность о современных со­бытиях удивляет даже его сына. Ироничное отношение к религии и сентиментальности сближает отца с сыном. Смерть князя, по мысли Толстого, - расплата за его деспотизм. Болконский живет «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Даже свою дочь старый князь сам обучает точным и историческим наукам. Но, несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети - князь Андрей и княжна Ма­рья - любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестакт­ность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болкон­ских - безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, безотчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу (княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Отношения, сложившиеся в этой семье, по мнению Толстого, способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

 

Ростовы.

На примере семьи Ростовых Толстой представляет свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху. Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность. Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из. Москвы в 1812 году, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза иму­щества, для перевозки раненых, что фактически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. Дети в семье Рос­товых наследуют от родителей лучшие качества - искренность, откры­тость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

И все же, наверное, неслучайно в эпилоге романа Толстой рас­сказывает о двух молодых семьях.

 

Николай Ростов и Марья Болконская.

Любовь этих людей зарождается в момент беды, нависшей над отечеством. Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей. Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются. Нико­лай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

 

Наташа Ростова и Пьер Безухов.

Цель их любви - супружество, семья и дети. Здесь Толстой опи­сывает идиллию - интуитивное понимание близкого человека. Пре­лесть Наташи-девушки ясна всем, очарование Наташи-женщины -только мужу. Каждый из них находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь - смысл своей жизни, который, по мнению Толстого, для женщины состоит в материнстве, а для мужчины - в осознании себя опорой для более слабого человека, своей необходимости.

Подводя итог рассуждению, можно отметить, что тема семьи, ее значение в становлении характера человека для Толстого в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. В то же время он подчеркивает большое значение семьи в формировании как юного человека и его характера, так и человека взрослого. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его харак­тер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

 

 

 

Вопрос 2

Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины XX века (по выбору экзаменуемого)

 

Поэзия Александра Кушнера - явление в современной поэзии достаточно интересное. Лирика для поэта - область чувств, наме­ков, ощущений, мыслей о вечном, а если о сегодняшнем, то в сопо­ставлении с вечным. Лирические стихотворения - это ряд останов­ленных мгновений, данных человеку в чувственном восприятии, пережитых и осмысленных. Любая подробность дорога и сама по себе, и как лазейка в святая святых души поэта и читателя. Кушнер необыкновенно последователен. Ни поэма, ни драма в стихах, ника­кие жанры, кроме небольшого лирического стихотворения, для него как для автора не существуют.

Он создал необыкновенно цельный поэтический мир. В этом мире путь человека лежит по едва заметной черте между бытием и небытием, жизнью и смертью. В смягченном виде переключается в бытовой план, и тогда путь пролегает между счастьем и бедой, благополучием и неблагополучием.

 

Вот счастье - с тобой говорить, говорить, говорить!

Вот радость - весь вечер, и вкрадчивой ночью, и ночью.

О, как она тянется, звездная тонкая нить,

Прошив эту тьму, эту яму волшебную, волчью!

 

Радость соседствует с тьмой. Тьму прошивает звездная нить, нить эта удерживает человека над темной ямой. Яма волчья, она же вол­шебная. Мечется го стороны в сторону маятник счастья - беды. Обна­жаются противоречия бытия, в их столкновениях возникает острое переживание. Стихотворение можно понимать как страстное любов­ное объяснение, можно - как напряжение размышления «о жизни. О смерти. О том, что могли разминуться. Могли зазеваться. Подума­ешь, век или два!». Учитывается и «дожизненный опыт, пока нас держали во мраке». Если посчастливилось преодолеть бесчисленные препятствия, жизнь осуществляется и оборачивается невиданным чудом. Заставленная комната с креслом и круглым столом, цветочки на скатерти становятся бесконечно важны: в них овеществляется жизнь, в них поэт нащупывает признаки пограничных, экзистенци­альных ситуаций:

 

Мне совестно сказать, но, мнится, есть в году

Непрочных два-три дня, опаснейших, в июне.

Мерцают и сквозят... мы с жизнью, не в ладу:

Пробел какой-то в ней... в провале мы, в лакуне.

 

Нужно усилие, понимание поэтики Кушнера, чтобы осознать, что начинается стихотворение о Великой Отечественной войне. Для поколений, её переживших, петербургские белые ночи не могут оста­ваться столь же безмятежными, как для Пушкина.

Белой ночью 1941 г. началась война, которая принесла блокаду Ленинграда, гибель миллионов и навсегда изменила поэтическое зрение. Боль современников Кушнер выражает тихими, доверитель­ными словами, не напрягая голоса. Начинает стихотворение:

И если спишь на чистой простыне,

И если свеж и тверд пододеяльник...

 

Дальше появляются новые детали. Обыкновенная жизнь, ниче­го в ней особенного, но описана она как необыкновенное и неоце­нимое благо, как чей-то щедрый подарок: тихо, темно, входная дверь заперта на ключ, не слышно чужой речи, музыки. Ну и что? Ради чего все это говорится? Но вот продолжение:

 

И не срывает с криком одеяло...

 

И вновь милые подробности: спишь себе, припав щекой к по­лотну с подтеками крахмала, и любимая женщина рядом... Но вот снова:

 

И не трясут за теплое плечо,

Не подступают с окриком и лаем...

 

Одним словом, если ты спишь у себя дома, а не концлагере...

 

И если спишь, чего тебе ещё?

Чего ещё? Мы большего не знаем.

 

Такая драматическая картина времени, в которое приходится жить, изображена Кушнером. Из ощущения непрочности, неустой­чивости мироздания и человеческой жизни поэт извлекает и красоту, и счастье. Красоту хрупкую, счастье ненадежное, щемяще дорогое:

С самой жаркой, кровной стороны,

Уязвимо-близкой, дорогой -

Как мы жалки, не защищены,

Что за счастье, вечный страх какой!

 

Чтобы читатель ни на минуту не забыл, что его подстерегает, если он выпустит из рук тонкую звездную нить, поэт постоянно на­поминает о той волшебной, темной волчьей яме, о небытии, из кото­рого человек пришел и в которое уйдет. У Кушнера это могут быть не обязательно мифологические образы и темы. Это могут быть об­разы повседневного быта, даже не оттененные конкретной и реаль­ной угрозой концлагеря, и все-таки зловещие, как, например, в сле­дующем стихотворении:

Низкорослой рюмочки пузатой

Помнят пальцы тяжесть и объем

И вдали от скатерти измятой,

Синеватым залитой вином.

 

У нее такое утолщенье,

Центр стеклянной тяжести внизу.

Как люблю я пристальное зренье

С ощущеньем точности в глазу!

 

И ещё тот призвук истеричный,

Если палец съедет по стеклу!

И еще тот хаос пограничный,

Абажур подтянутый к столу.

 

Боже мой, какие там химеры

За спиной склубились в темноте!

И какие дивные примеры

Нам молва приносит на хвосте!

 

И нельзя сказать, что я любитель,

Проводящий время в столбняке,

А скорее слушатель и зритель

И вращатель рюмочки в руке.

 

Убыстритель рюмочки, качатель,

Рассмотритель блещущей - на свет.

Замедлитель гибели, пытатель,

Упредитель, сдерживатель бед.

 

Как подробно описана эта рюмочка! Даже на ощупь. Если в опре­деленном смысле справедливо, что искусство слова - это искусство детали, то для поэзии XX века это справедливо вдвойне.

Перед читателем в стихотворении автор создает мир зыбкой идиллии. Снова граница, отделяющая её от распада, необыкновен­но хрупка, почти условна, снова бытие - над пропастью. И только рюмочка, столь подробно описанная - единственная надежда, толь­ко за неё и можно уцепиться, чтобы попытаться укрыться от хаоса с его химерами. Теперь понятно, почему рюмочка столь подробно описа­на: ведь в ней не что иное, как единственная слабая надежда.

Вот за эту зыбкость, символичность, детализированность, рит­мичность, многозначность не могут не нравится стихи современно­го поэта Александра Кушнера.

 

 

 

Вопрос 3

Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной?

 

Татьяна - «милый идеал» Пушкина, с первых же строчек стано­вится ясно, что для автора эта героиня очень дорога, он и не пытается скрывать от читателя свою любовь к Татьяне : « простите мне... я так люблю Татьяну милую мою...». Чем же этот образ так дорог автору?

Татьяна является воплощением всего русского, национального. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. Кроме этого Пушкин наделил свою героиню богатым внут­ренним миром и душевной чистотой:

Что от небес одарена

Воображением мятежным, умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным... 

 

Она не такая, как все светские девушки. Характеристика Татья­ны дается как бы от «обратного» - Пушкин говорит, чего нет в Тать­яне. В ней нет красоты, кокетства, жеманства, неискренности, неес­тественности. А дальше автор объясняет читателю, почему в одной семье оказались такие непохожие сестры. Оказывается, еще с дет­ства Татьяна отличается- от своих сверстниц: она шумным играм предпочитает уединение, она не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость, по мнению автора, делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу. Основа мира Татьяны - народная культура. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «дерев­не», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включе­ние в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Та­тьяны. В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.

В то же время Татьяна чем-то похожа на Онегина - стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни, но в ней можно заметить и некоторые черты, сходные С поэтом-романтиком Ленским - вера в идеальное счастье, в любовь, создание в своем воображении милого образа. Неслучайно в своем письме к Онегину она напишет: « ты лишь вошел, я вмиг узнала...» В целом письмо Татьяны искренне и поэтично.

Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Понять, кто такой Онегин, Татьяна сможет гораздо позже, после его отъезда из деревни. Татьяна, тайно посещая име­ние Онегина, с особым интересом и вниманием станет рассматри­вать вещи и книги героя, вчитываться в пометки и комментарии, оставленные Онегиным на полях своих книг. И это неудивительно. Несмотря на то, что со времени первой встречи Онегина и Татьяны прошло немного времени, в опустевший дом Онегина приходит не наивная девушка. Татьяна слишком много пережила: отказ Онеги­на, гибель Ленского. Эти потери сделали ее душу сильной. Интуи­ция, проницательность, природный ум, любовь помогают Татьяне проникнуть во внутренний мир героя, понять, что он для нее значит.

Нельзя не сказать несколько слов о композиционном построе­нии сюжетной линии, рассказывающей о взаимоотношениях Татья­ны и Онегина.

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем сле­дует сцена объяснения в саду, где герой читает проповедь девушке. Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Тать­яна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж. Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встре­чает Татьяну и, ещё не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Что же произошло с героями?

«Как изменилася Татьяна!» - восклицает автор. Но действитель­но ли так сильны перемены, произошедшие с Татьяной? По сущест­ву своего характера, своих взглядов, своего отношения к жизни Татьяна осталась такой же, как прежде. Но она многое пережила, много размышляла и многое поняла. Сцена последнего свидания ее и Онегина раскрывает это в полной мере. Перед читателем уже не та наивная девушка, а повзрослевшая женщина, глубоко чувствующая и искренняя, верная тем моральным принципам, которые она усво­ила еще с раннего детства и приняла для себя раз и навсегда. В этом и чувствуется ее сила и превосходство. Высокое положение в светс­ком обществе, «успехи в вихре света» не прельщают ее. Татьяна находит выразительные, сильные и убедительные слова, характери­зуя «всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск и шум и чад». Она с любовью вспоминает о прежних годах, о жизни в деревне, о своей няне. Она находит в себе силы отвергнуть любовь Онегина не пото­му, что она его больше не любит, а потому что не хочет изменить себе, своим взглядам на жизнь, своему высокому пониманию слова «верность». Все в печальном монологе Татьяны просто, Искренне и высоко. В последних словах, обращенных к Онегину:

 

... Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть   

И гордость и прямая честь, -

 

Слово честь в последний раз звучит в тексте романа и теперь уже в своем первом и самом прямом и высоком значении. Так в этом ореоле высокой душевной красоты и останется в сознании читателя образ Татьяны, которая охарактеризована Пушкиным как «русская душой».

Hosted by uCoz