Билет
№ 18
Вопрос 1
Жизнь
человека и мир природы в лирике А. А. Фета (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого)
Художественное
творчество есть самая изумительная,
самая
непостижимая, самая таинственная тайна.
А. А. Фет.
Стихотворения
А. А. Фета - особая глава русской поэзии. Автор этой главы представляет
окружающий мир прекрасным и гармоничным.
«Сила
Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой», - писал
известный критик А. В. Дружинин в своей статье - «Стихотворения А. А. Фета».
Предметом
искусства, по мнению Фета, должно быть прекрасное, а для возникновения
поэтического произведения необходимы два условия: красота как реально
существующий элемент мира и особая прозорливость изображающего ее «ум сердца»:
«Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит».
Благодаря
этой поэтической зоркости, весь окружающий мир' представал перед Фетом
прекрасным и гармоничным. «Целый мир от красоты», - утверждал поэт.
Увлечение
Фета пейзажной поэзией начинается с 1853 г. Видимо, здесь сыграло роль
сближение с писателями круга «Современника», в особенности с И. С. Тургеневым.
Исследователи
художественного мастерства Тургенева справедливо отмечают, что «у Тургенева
нет деревьев, растений, птиц и насекомых вообще; его флора и фауна всегда
конкретны и определенны». Фет переносит эту же особенность в поэзию. Явления
природы у него описываются детальнее, предстают более конкретными,
чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только
традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и
таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др. и каждая птица показана
в ее своеобразии. Когда Фет пишет:
И
слышу я, в изложине росистой
В полголоса скрипят коростели.
«Степь
вечером»
- здесь
в поэзию входят наблюдения человека, который определяет по голосу не только то,
какая птица поет, но и где она находится, и какова сила звуков в отношении к обычной
силе ее голоса, и даже каково значение услышанных звуков. Ведь в другом
стихотворении «Жду я, тревогой объят» в непроглядной тьме ночи коростель
«хрипло подругу позвал».
Еще
одной особенностью пейзажной лирики Фета является его стремление к фиксации
изменений в природе. Наблюдения его в стихах постоянно группируются и
воспринимаются как фенологические приметы. Пейзажи Фета не просто весенние,
летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие и тем
самым более конкретные отрезки сезонов. Вот, скажем, приметы поздней осени:
Сбирались умирать последние цветы
И ждали с грустию
дыхания мороза;
Краснели по краям кленовые листы,
Горошек отцветал, и осыпалась роза.
Над мрачным ельником проснулася
заря,
Но яркости ее не радовались птицы;
Однообразный свист лишь слышен снегиря,
Да раздражает писк насмешливой, синицы.
У Фета природа - объект художественного восторга, эстетического
наслаждения, Фетовский эстетизм,
«преклонение перед чистой красотой», (горою ведет поэта к нарочитой красивости,
даже к банальности. Можно отметить постоянное употребление таких
эпитетов, как «волшебный», «нежный», «сладостный», «чудный», «ласкательный.-)
и др. Этот узкий круг
условно-поэтических эпитетов прилагается к широкому кругу явлений действительности.
Говоря
о пейзажной лирике Фета, нельзя не отметить, что новизна изображения явлений
природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму. Этот уклон впервые в
русской поэзии, определенно проявился у Фета. Признак этого стиля -
«стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое
ощущение штрихах». Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его
таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент.
Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное
предметом. Фет так и говорит: «Для художника впечатление, вызвавшее
произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление».
А.
А. Фет изображает внешний мир в том виде, какое ему придало его настроение. При
всей правдивости и конкретности описания природы оно, прежде всего, служит
выражением лирического чувства. Что такое природа в стихотворениях Фета? Все в
ней - сумрачные осенние дни и первый весенний цветок, томительный
среднерусский полдень и короткая северная ночь, плач комара и хриплый призыв
коростеля - превращается под пером поэта в золото чарующего стиха. Поэт
стремится передать жизнь природы в момент перехода ее из одного состояния в
другое, запечатлеть мгновение этого перехода. Она дышит, она движется, она
чувствует.
Перечитаем
стихотворение «В дымке-невидимке» (1873). В этом стихотворении нет ни неба, ни
земли - а есть дымка-невидимка, нет воздуха - есть движение цветущего сада. И
из этой туманной неопределенности перехода вечера в ночь как бы выглядывают
конкретные детали: «Плачет старый камень, в пруд
роняя слезы», «Уронила косы голова невольно». Последние строки-вопросы, уводя
от конкретных картин, погружают нас в мир состояний и ощущений.
О
состояниях природы и ощущениях человека стихотворение «Шепот, робкое дыханье...»,
которое можно назвать символом фетовской поэзии. Это
стихотворение написано Фетом в годы военной службы и было напечатано во втором
номере журнала «Москвитянин» 1850 года:
Шепот,
робкое дыханье,
Трели
соловья,
Серебро
и колыханье
Сонного
ручья,
Свет
ночной, ночные тени,
Тени
без конца,
Ряд
волшебных изменений
Милого
лица,
В
дымных тучках пурпур розы,
Отблеск
янтаря,
И
лобзания, и слезы,
И
заря, заря!..
Стихотворение
о любви, о встрече влюбленных. Только любовное свидание окутано какой-то «полупрозрачной
завесой», каким-то таинственным полумраком. Это один из тех случаев, когда, по
словам автора, поэт «не подымает окончательно завесы перед зрителем,
предоставляя ему возможность глядеть сквозь дымку».
Что-то
заставляет перечитывать это стихотворение вновь и вновь. Может быть,
завораживающая «размытость», а может, необычность и незавершенность композиции.
Поражает «безглагольность» поэтического текста. Это
не технический эксперимент автора, а особенность стихотворения о «музыке
любви».
Все
стихотворение - одна фраза, все ее части - назывные предложения, и, тем не
менее, оно полно движения, потому что картины, вспыхивая мгновениями, сменяют
друг друга, льются одним потоком, почти без пауз, через запятую. И если в
начале мы слышим трели соловья - птицы ночи и видим «серебро сонного ручья» и
«ночные тени», то в конце всем миром завладеет заря. Стихотворение читается на
одном дыхании: как пред началом пения делается глубокий вдох и лишь в конце -
выдох. Здесь нет логической последовательности, так как Фет сумел выразить
огонь крови, дрожь сердца, волнение и нарастание страсти: «Шепот, робкое
дыханье...» -так, пока еще робко говорит о себе зарождающееся чувство. «Ряд
волшебных изменений милого лица», - может, состояние природы меняет облик
лирического героя? Или изменилось состояние его души? Ответы на эти вопросы мы
находим в последних строках: «И лобзания, и слезы, \\ И заря, заря!..»
Многоточие
в последнем предложении дает ощущение незавершенности, а само стихотворение
рождает состояние бесконечности, перерождение лирического героя длится от
заката до рассвета, но сколько звуков, цветов, чувств таит в себе эта ночь. Фет
играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной мелодией. В этом
и есть мастерство истинного поэта, сумевшего объединить в лирическом
стихотворении жизнь природы и состояние человека.
А.
А. Фет по-своему увидел красоту явлений жизни и сумел передать ее с помощью
различных средств поэтического языка: олицетворения «сонный ручей», эпитетов
«волшебные изменения», метафор «бледный блеск», «тени без конца». При всем
разнообразии художественных средств стихотворение «Шепот, робкое дыханье...»
выдержано в одной тональности. Оно, как и многие стихи Фета, очень музыкально.
Недаром великий композитор П. Й. Чайковский называл Фета музыкантом.
Такое
милое, певуче, ласковое стихотворение. А сколько вокруг него было споров! Одни
говорили: лирика чистой воды. Другие не понимали, как можно в пору общественных
потрясений (50-е - 60-е годы XIX века) слагать такие безмятежные строки и воспевать «трели
соловья». Третьи писали едкие эпиграммы и пародии, высмеивающие Фета. Но
наряду с критикой, существовала и позитивная оценка этого стихотворения. К
числу его ценителей относился Ф. М. Достоевский, который назвал стихотворение
«Шёпот, робкое дыханье...» «памятником совершенства поэзии и языка»,
возбуждающим ' «эстетический восторг и чувство красоты».
Поэт
считал, что предметом искусства должно быть прекрасное: красота, которая
«разлита по всему мирозданию», любовь, «которая, как связующее начало, разлита
во всей природе», сокровенные моменты созвучия космической и душевной жизни,
творения искусства. Всем этим и «дышит поэзия Фета. Его лирика слишком необычна,
причудлива и утончена, она полна недомолвок, недоговоренности оттого, что
автор считает себя бессильным словами передать смутные, трудноуловимые
впечатления.
Поэзия
А. А. Фета всегда современна, потому что красота, природа, любовь - вечны и
«нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, не молиться».
Вопрос 2
Изображение
народного характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»
Основной
темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы,
доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях,
по Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ
сохраняет силу духа и нравственные идеалы при таких обстоятельствах - в этом
его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный
трагизм бытия и жизнелюбия.
Произведение
«Матренин двор» написано о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею
событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается
сюжет рассказа. В ее внешности есть что-то нелепое, странное. Чужая среди
своих, она имела свой собственный мир. Осуждаемая, непонятая в том, что не
такая, как все. «В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не
было!..»
На
долю старухи Матрены выпало «много обид, много несправедливостей». Но она не
обижается на мир, который относится к ней несправедливо. Говорит она с
«лучезарной улыбкой», доброжелательно, с «теплым мурчанием».
Солженицын
выносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии, кротости Матрены он
усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины души Матрены - она
была «в ладах с совестью своей». Об этом образе Солженицын пишет: «Есть такие
прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой
жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности?
Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это -
праведники...»
Матрена
забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно работа спасает ее от
антигуманного мира. Она несет «просветление», возвращает «доброе расположение
духа». Даже в моменты физической слабости «дела звали» Матрену «к жизни». Так
жила она: «зимой салазки на себе, летом вязанки на себе».
По
Солженицыну, естественны для народного характера независимость, искренность,
доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она не могла
никому ни в чем отказать. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если
видела изобилие и относительное благополучие. Матрена искренно радовалась за людей.
Она не была при этом аскетом - просто прекрасно понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ. Матрена «не
гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их
больше своей жизни, не .гналась за нарядами». Все это Матрена считала глупостью
и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и
спорящие из-за погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на
переезде в погоне за материальным благом, за заработком.
У
Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем
больше автор раскрывает тяготы ее жизни. И в то же время в ней нет сверхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским
рассуждениям. Но сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор
говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: «Все мы жили
рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по
пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Солженицын
упоминает «праведника» в рассказе «Матренин двор» не случайно. Это может с
какой-то стороны относится ко всем положительным героям. Ведь все они умели
смириться с чем бы то ни было. И в то же время оставались борцами - борцами за
жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.
Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит «...посреди неба» изба
праведницы Матрены.
Вопрос 3
Почему
побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?
Замысел
создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы, зародился у М.
Ю. Лермонтова еще в 1830-1831 годах. В одной из заметок времени мы читаем: «
Написать записки молодого монаха 17 лет. - С детства он в монастыре...
Страстная душа томится. Идеалы..» И только в 1837 году после встречи в Мцхете
со стариком-монахом, который рассказал поэту историю своей жизни, Лермонтову
удалось осуществить этот замысел.
Тема
поэмы «Мцыри» - изображение сильной личности юноши, рвущегося на волю, на
родину из чуждой ему монастырской среды. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и
чужестранец, и беглец, и человек, жаждущий познания и мечтающий о доме. Мцыри -
эмоциональная, страстная натура. Его сознание пробудилось, но не имеет пищи.
Желание «взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать,
для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы» -движет героем и заставляет его
совершить побег из монастыря.
Жить
для героя поэмы - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить.
Жизнью в своей исповеди Мцыри называет три дня, проведенные им за стенами
монастыря: он любовался женщиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал
дорогу к дому. Душа Мцыри переполнена стремлением найти родной дом, вернуться
на родину. Для Мцыри потерянный и обретенный рай Родины дороже рая
монастырских молитв. Для героя возвращение на утраченную отчизну сопоставимо с
возвращением к первозданному безгрешному состоянию. Но попытка Мцыри обречена
на провал. Ему не удалось одержать победу над судьбой.
Лермонтов в финале поэмы делает открытие о высшей свободе.
Герой не случайно возвращается к монастырским стенам. Ворота, ведущие в
монастырь, открывают герою дорогу в «небесную отчизну», куда он уходит, не
вынеся земных испытаний, неспособный жить «скучными песнями земли».