Билет
№16
Вопрос 1
Изображение
судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова (ва примере 3-4 стихотворений по выбору
экзаменуемого)
Главный
герой творчества Некрасова- народ, крестьянство. Поэт с присущей ему искренностью,
силой, исчерпывающей полнотой и ясностью изображает думы и чувства, труд и
борьбу, каждодневные страдания и редкие радости крестьянства. Удивительное знание
деревенского быта, любовь к народу, проникновение в его внутренний мир
отличают поэзию Некрасова.
Такие
стихотворения, как: «В деревне», «Забытая деревня», «Деревенские новости»,
«Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «В полном разгаре страда деревенская» и
многие другие — рассказывают о жизни крестьянства, раскрывая ее разные
стороны. «На уме у тебя мужики», — говорил Некрасов о своей музе.
В стихотворении «В деревне» главная героиня - крестьянка,
потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по
миру, жизнь ее беспросветно тяжела, и, «кабы только не грех», она готова
наложить на себя руки. В стихотворении «Орина, мать солдатская» поэт продолжает
рассказ о тяжелой доле женщины-крестьянки. В основе стихотворения - быль.
Некрасов вспоминал: «Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь.
Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить».
Горе женщины в том, что ее единственный сын, замученный солдатчиной, вернулся
домой совсем больным и вскоре умер:
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился.
…………………………………
Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка!
Жестокая
казарменная жизнь, бессмысленная муштра сгубила, довела до чахотки богатыря.
Даже в бреду умирающий не может преодолеть страх, который поселился в его
сердце от жестокого, бесчеловечного отношения к солдатам:
Вдруг
метнулся... смотрит жалобно...
Повалился
- плачет, кается,
Крякнул:
«Ваше благородие!
Ваше!...» Вижу - задыхается...
………………………………………...
Мало
слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!..
Такими
словами заключает автор рассказ Орины.
Нашли
отражение в творчестве Некрасова и детские впечатления, связанные с.увиденным
на Волге тяжелым трудом бурлаков. Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с
детства', ребенком он слышал их Песни-стоны, и услышанное и увиденное оставило
неизгладимый след в его душе. В стихотворении «На Волге» Некрасов описывает
то, что не смог забыть:
Почти
пригнувши головой
К
ногам, обвитым бечевой,
Обутым
в лапти, вдоль реки
Ползли
гурьбою бурлаки...
Труд
бурлака был настолько тяжелым, что смерть им казалась желанной избавительницей:
Когда
бы зажило плечо,
Тянул
бы лямку, как медведь,
А
кабы к утру умереть -
Так
лучше было бы еще.
Не
меньшее сострадание испытывает Некрасов к судьбе детей. В стихотворении «Плач
детей» поэт показывает тяжелый труд детей на фабрике. Эти маленькие каторжники
не знают отдыха и счастья. Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у
фабричного станка, остаются без ответа:
Бесполезно
плакать и молиться,
Колесо
не слышит, не щадит,
Хоть
умри - проклятое вертится,
Хоть
умри - гудит-гудит-гудит!
Образы «деревенских русских людей» входят также в известное
стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Стихотворение
написано на основе реальных событий, очевидцем которых случайно стал поэт.
Частной истории поэт придает обобщенное значение. Мужики, стоящие у парадного
подъезда, - это собирательный образ всего русского крестьянства, всей
деревенской Руси, которая пришла искать правды и справедливости, но пред ними
захлопнулись двери «пышного подъезда»
Очень
ярко представлен контраст между теми, кто пришел просить, и тем, кто не
захотел принять, выслушать и помочь. Противопоставление деревенских мужиков и
вельможи, человеческого страдания и бездушной роскоши, трудовой жизни и
паразитического существования составляют основную часть стихотворения. Поэт не
скрывает своего сочувствия мужикам. Не случайно стихотворение заканчивается
риторическим вопросом:
............Эх,
сердечный!
Что
же значит твой стон бесконечный?
Ты
проснешься ль, исполненный сил,
Иль,
судеб повинуясь закону,
Все,
что мог, ты уже совершил —
Создал
песню подобную стону
И
духовно навеки почил?...
Некрасов
очень точно назвал свою музу «Музой мести и печали». Все произведения поэта о
народе - это поэзия «мести и печали». В «Элегии» 1847 г. Некрасов пишет:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть
может, я умру неведомый ему,
Но
я ему служил - и сердцем я спокоен...
Можно сказать, что Некрасов в своих произведениях обращается
к самым разным темам, но главной в его творчестве остается народная тема.
Вопрос 2
Нравственная
проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору
экзаменуемого)
Произведения
Валентина Распутина - это откровенный и доверительный разговор автора с
читателями на самые разные темы, но всегда во всех произведениях автор
обязательно поднимает один вопрос - вопрос человеческой совести, жизненной
позиции, нравственного выбора.
В
повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя
- Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления, а
события, о которых рассказывает автор, достоверны.
Так
что же такое Матера? Матера - это остров и деревня, расположенная на этом
острове. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали
построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадает в зону
затопления. Всю деревню надо было переселять в новый поселок на правом берегу
Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки
Дарьи облилась кровью. Ведь в Матере не только она выросла. Это — родина ее
предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она
искренне верит:«... нам Матеру на подержание только дали... чтобы обихаживали
мы ее с пользой и кормились».
Но
ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход переселения, они пытаются
оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым, лишить их памяти.
Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище.
Размышляя
о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в обществе стало
утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она,
- а совесть, поди-ка, та же -вот и истончали ее, уж не для себя, не для спросу,
хватило б для показу. Али сильно большие дела творят, про маленькие забыли, а
при больших делах совесть , однако, что железная, ничем ее не укусишь. А наша
совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит. Ой, господи! Че про
совесть, ежли этакое творится!»
Утрату
совести герои Распутина впрямую связывают с отрывом человека от земли, от своих
корней, от вековых традиций. Здесь ключевое значение имеют раздумья старшего
сына Дарьи — Павла и ее внука Андрея.
Павлу
тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно уже обустроить жизнь в новом
поселке, но еще ее вывезена мать из Матеры. Душой Павел на острове. Ему трудно
расстаться с материнской избой, с землей ее предков. «Не больно терять это
только тем, -считает он, - кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом
каждую борозду». Но и восстать против переселения Павел не в силах. Ему
кажется, что технический прогресс уже не остановить. И остается только одно -
попытаться на новую почву перенести привычный уклад и старые обычаи. А это не
получается. Как заметил Павел, в новом, неуклюже построенном поселке человек
делается «без твердости и надежности», стремясь жить без комфорта.
Андрею
легче. Он уже смолоду вкусил новое. Его тянет к решительным переменам. «Сейчас
время такое живое"... все, как говорится в движении. Я хочу, чтоб было
видно мою работу, чтоб она навечно осталась...» В его представлении ГЭС - это
вечность, а Матера -уже что-то отжившее. Как он считает, «наша Матера на
электричество пойдет». Только в этом ему видится польза родной деревни. В
поступках Андрея - путь к духовному одичанию. Ему изменяет историческая память.
Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим
единомышленникам - уже «пришлым», которые доделывают то, чем пока еще неудобно
заниматься уроженцу Матеры - чуть ли не насильно заставлять людей покидать
обихоженную деревню.
«Пришлые»
убеждены, что несут островитянам благо, но пока не осознанное жителями Матеры.
С какой решительностью они готовы претворить свои планы! Только вот итог
плачевен. С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - уникальные
традиции и обычаи, которые на протяжении многих десятилетий формировали душу
народа, его неповторимый характер.
Подобная
участь постигла и родное село автора Аталанку. Это село перенесли на другое
место.
И
еще одна любимая тема поднимается автором в этом произведении - это русская
идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.
В
повесть включен целый ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Распутин
подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение
жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точно подметил
отличие жизни сельчан на Матере от суетной деятельности строителей ГЭС внук
бабки Дарьи Андрей: «Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как
наоборот, вроде работаете для жизни». Работа для «любимых» героев Распутина не
самоцель, а участие в продолжении семейного рода и - шире - всего
человеческого племени. Вот почему не сумел беречься, а работал на износ отец
Дарьи, завещавший ей то же самое. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой
строй поколений предков, «строй, которому нет конца», не может смириться, что
их могилы уйдут под воду - и она окажется одна: порвется цепь времен.
Распутин
находит очень точную метафору для выражения раздумий Дарьи Васильевны о
течении жизни: род - это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают,
а на другом конце завязываются новые.
Размышления
о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с
тревогой о «полной правде», о необходимости памяти, сохранения ответственности
у потомков - тревогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.
В
многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о
необходимости каждому человеку «самому докопаться до истины», жить работой
совести. Сильнее всего автора и его стариков и старух тревожит желание все
большей части людей «жить не оглядываясь», «облегченно» нестись по течению
жизни. «Пуп не надрываете, а душу потратили», - бросает в сердцах Дарья своему
внуку. Она не против машин, но неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы
человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно
подрубал сук, на котором сидит.
И
все же, несмотря на определенный трагизм повествования, автор оставляет
читателю надежду на человеческое благоразумие и душевное пробуждение. «Жизнь...
она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а
понадобится если, то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любым
местом. В этом - еще одно назначение во Вселенной.
Вопрос 3
Что
сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)
В
романе, где основной темой является крестьянское восстание под руководством
Пугачева, можно на самом деле считать главными героями Петра Гринева и
Емельяна Пугачева.
В
изображении Пугачева Пушкин не придерживается традиционного представления об
этом человеке как об изверге, лишенном какого бы то ни было благородства,
справедливости и духовности.
У
Пушкина Пугачев привлекателен широтой и удалью натуры, талантливостью. Он
связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Народ видит в Пугачеве
«народного царя-заступника». Пушкин всячески подчеркивает близость Пугачева
народу: речь героя пересыпана пословицами и поговорками, он любит народные
песни. Нельзя не отметить, что Пугачев справедлив, великодушен и отзывчив. Эти
качества наиболее ярко проявляются в отношениях героя к Петру Гриневу. Пугачев
неграмотен, но талантлив. Он обладает незаурядными способностями полководца.
Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пугачев
водворяет порядок и организованность.
Образ
Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Гриневым. Последний является
главным героем семейно-бытовой части повести, от его лица ведется большая
часть повествования. Гринев не верит в царское происхождение «вожатого». Правда
и искренность отношений Гринева и Пугачева основана на добрых человеческих
началах, на странном интересе друг к другу. Познакомившись в буран, герои продолжают
встречаться в трагических условиях другой стихии - мятежа.
Чем
же похожи герои и в чем их отличие? В Гриневе поражает простота и человечность.
Он искренен и честен. Образ Пугачева не столь однозначен. В нем поразительно
сочетаются два лика. С одной стороны, благородный спаситель Гринева, Маши
Мироновой, обаятельный, сильный человек, которому ведомо некое «дикое вдохновение»
Но в то же время это человек, который живет по концепции, изложенной в
калмыцкой сказке - жизнь должна быть короткой, но яркой, свободной, а цена этой
свободы - кровавое насилие. Гриневым отрицается кровавое насилие как цена за
свободу, и это вызывает нелегкие размышления у Пугачева.
Гринев
- это положительный герой, хотя и допускает некоторые ошибки, о которых потом
жалеет. Человечное в Пугачеве соседствует с ужасным и трагическим, поэтому
этот образ более сложный.