Билет №16

 

Вопрос 1

Изображение судеб народных в поэзии Н. А. Некрасова (ва примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого)

 

Главный герой творчества Некрасова- народ, крестьянство. Поэт с присущей ему искренностью, силой, исчерпывающей полнотой и ясностью изображает думы и чувства, труд и борьбу, каждоднев­ные страдания и редкие радости крестьянства. Удивительное зна­ние деревенского быта, любовь к народу, проникновение в его внут­ренний мир отличают поэзию Некрасова.

Такие стихотворения, как: «В деревне», «Забытая деревня», «Де­ревенские новости», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «В полном разгаре страда деревенская» и многие другие — расска­зывают о жизни крестьянства, раскрывая ее разные стороны. «На уме у тебя мужики», — говорил Некрасов о своей музе.

В стихотворении «В деревне» главная героиня - крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь ее беспросветно тяжела, и, «кабы только не грех», она готова наложить на себя руки. В стихотворении «Орина, мать солдатская» поэт продолжает рассказ о тяжелой доле женщи­ны-крестьянки. В основе стихотворения - быль. Некрасов вспоми­нал: «Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь. Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфаль­шивить». Горе женщины в том, что ее единственный сын, замучен­ный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер:

 

Девять дней хворал Иванушка,

На десятый день преставился.

………………………………

Богатырского сложения,

Здоровенный был детинушка!

 

Жестокая казарменная жизнь, бессмысленная муштра сгубила, довела до чахотки богатыря. Даже в бреду умирающий не может преодолеть страх, который поселился в его сердце от жестокого, бесчеловечного отношения к солдатам:

 

Вдруг метнулся... смотрит жалобно...

Повалился - плачет, кается,

Крякнул: «Ваше благородие!

Ваше!...» Вижу - задыхается...

………………………………………...

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька бездонная!..

 

Такими словами заключает автор рассказ Орины.

Нашли отражение в творчестве Некрасова и детские впечатле­ния, связанные с.увиденным на Волге тяжелым трудом бурлаков. Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с детства', ребенком он слы­шал их Песни-стоны, и услышанное и увиденное оставило неизгла­димый след в его душе. В стихотворении «На Волге» Некрасов опи­сывает то, что не смог забыть:

Почти пригнувши головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки...

 

Труд бурлака был настолько тяжелым, что смерть им казалась желанной избавительницей:

 

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть -

Так лучше было бы еще.

 

Не меньшее сострадание испытывает Некрасов к судьбе детей. В стихотворении «Плач детей» поэт показывает тяжелый труд детей на фабрике. Эти маленькие каторжники не знают отдыха и счастья. Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа:

 

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит,

Хоть умри - проклятое вертится,

Хоть умри - гудит-гудит-гудит!

 

Образы «деревенских русских людей» входят также в известное стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Стихотворение написано на основе реальных событий, очевидцем которых случайно стал поэт. Частной истории поэт придает обоб­щенное значение. Мужики, стоящие у парадного подъезда, - это собирательный образ всего русского крестьянства, всей деревенской Руси, которая пришла искать правды и справедливости, но пред ними захлопнулись двери «пышного подъезда»

Очень ярко представлен контраст между теми, кто пришел про­сить, и тем, кто не захотел принять, выслушать и помочь. Противо­поставление деревенских мужиков и вельможи, человеческого стра­дания и бездушной роскоши, трудовой жизни и паразитического существования составляют основную часть стихотворения. Поэт не скрывает своего сочувствия мужикам. Не случайно стихотворение заканчивается риторическим вопросом:

............Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил —

Создал песню подобную стону

И духовно навеки почил?...

 

Некрасов очень точно назвал свою музу «Музой мести и печа­ли». Все произведения поэта о народе - это поэзия «мести и печа­ли». В «Элегии» 1847 г. Некрасов пишет:

 

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

 

Можно сказать, что Некрасов в своих произведениях обращает­ся к самым разным темам, но главной в его творчестве остается на­родная тема.

 

 

 

Вопрос 2

Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого)

 

Произведения Валентина Распутина - это откровенный и довери­тельный разговор автора с читателями на самые разные темы, но всегда во всех произведениях автор обязательно поднимает один вопрос - воп­рос человеческой совести, жизненной позиции, нравственного выбора.

В повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя - Аталанки, в годы строительства Брат­ской ГЭС попавшей в зону затопления, а события, о которых рас­сказывает автор, достоверны.

Так что же такое Матера? Матера - это остров и деревня, распо­ложенная на этом острове. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлек­тростанцию. Остров попадает в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый поселок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи облилась кровью. Ведь в Матере не только она выросла. Это — родина ее предков. А сама Дарья считает себя хранительницей тради­ций своего народа. Она искренне верит:«... нам Матеру на подержание только дали... чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

Но ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход пересе­ления, они пытаются оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым, лишить их памяти. Прежде всего, новоявлен­ные строители попытались снести на острове кладбище.

Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка, та же -вот и истончали ее, уж не для себя, не для спросу, хватило б для показу. Али сильно большие дела творят, про маленькие забыли, а при больших делах совесть , однако, что железная, ничем ее не укусишь. А наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит. Ой, господи! Че про совесть, ежли этакое творится!»

Утрату совести герои Распутина впрямую связывают с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Здесь клю­чевое значение имеют раздумья старшего сына Дарьи — Павла и ее внука Андрея.

Павлу тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно уже обустроить жизнь в новом поселке, но еще ее вывезена мать из Ма­теры. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнс­кой избой, с землей ее предков. «Не больно терять это только тем, -считает он, - кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду». Но и восстать против переселения Павел не в си­лах. Ему кажется, что технический прогресс уже не остановить. И остается только одно - попытаться на новую почву перенести при­вычный уклад и старые обычаи. А это не получается. Как заметил Павел, в новом, неуклюже построенном поселке человек делается «без твердости и надежности», стремясь жить без комфорта.

Андрею легче. Он уже смолоду вкусил новое. Его тянет к реши­тельным переменам. «Сейчас время такое живое"... все, как говорит­ся в движении. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навеч­но осталась...» В его представлении ГЭС - это вечность, а Матера -уже что-то отжившее. Как он считает, «наша Матера на электриче­ство пойдет». Только в этом ему видится польза родной деревни. В поступках Андрея - путь к духовному одичанию. Ему изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим единомышленникам - уже «пришлым», которые доделывают то, чем пока еще неудобно заниматься урожен­цу Матеры - чуть ли не насильно заставлять людей покидать обихо­женную деревню.

«Пришлые» убеждены, что несут островитянам благо, но пока не осознанное жителями Матеры. С какой решительностью они го­товы претворить свои планы! Только вот итог плачевен. С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - уникальные тради­ции и обычаи, которые на протяжении многих десятилетий форми­ровали душу народа, его неповторимый характер.

Подобная участь постигла и родное село автора Аталанку. Это село перенесли на другое место.

И еще одна любимая тема поднимается автором в этом произве­дении - это русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.

В повесть включен целый ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точно подметил отличие жизни сельчан на Матере от суетной деятельности строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: «Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде работаете для жизни». Работа для «люби­мых» героев Распутина не самоцель, а участие в продолжении се­мейного рода и - шире - всего человеческого племени. Вот почему не сумел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший ей то же самое. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений предков, «строй, которому нет конца», не может смириться, что их мо­гилы уйдут под воду - и она окажется одна: порвется цепь времен.

Распутин находит очень точную метафору для выражения раз­думий Дарьи Васильевны о течении жизни: род - это нитка с узел­ками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завя­зываются новые.

Размышления о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о «полной правде», о не­обходимости памяти, сохранения ответственности у потомков - тре­вогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.

В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о необходимости каждому человеку «самому доко­паться до истины», жить работой совести. Сильнее всего автора и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей «жить не оглядываясь», «облегченно» нестись по течению жизни. «Пуп не надрываете, а душу потратили», - бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин, но неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, иско­ренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит.

И все же, несмотря на определенный трагизм повествования, автор оставляет читателю надежду на человеческое благоразумие и душевное пробуждение. «Жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом - еще одно назначение во Вселенной.

 

 

 

Вопрос 3

Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка».)

 

В романе, где основной темой является крестьянское восстание под руководством Пугачева, можно на самом деле считать главны­ми героями Петра Гринева и Емельяна Пугачева.

В изображении Пугачева Пушкин не придерживается традици­онного представления об этом человеке как об изверге, лишенном какого бы то ни было благородства, справедливости и духовности.

У Пушкина Пугачев привлекателен широтой и удалью натуры, талантливостью. Он связан с народом, пользуется его любовью и под­держкой. Народ видит в Пугачеве «народного царя-заступника». Пушкин всячески подчеркивает близость Пугачева народу: речь ге­роя пересыпана пословицами и поговорками, он любит народные песни. Нельзя не отметить, что Пугачев справедлив, великодушен и отзывчив. Эти качества наиболее ярко проявляются в отношениях героя к Петру Гриневу. Пугачев неграмотен, но талантлив. Он обла­дает незаурядными способностями полководца. Во время сражений он личным примером ободряет своих бойцов. В своих войсках Пу­гачев водворяет порядок и организованность.

Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях его с Грине­вым. Последний является главным героем семейно-бытовой части по­вести, от его лица ведется большая часть повествования. Гринев не верит в царское происхождение «вожатого». Правда и искренность отноше­ний Гринева и Пугачева основана на добрых человеческих началах, на странном интересе друг к другу. Познакомившись в буран, герои про­должают встречаться в трагических условиях другой стихии - мятежа.

Чем же похожи герои и в чем их отличие? В Гриневе поражает простота и человечность. Он искренен и честен. Образ Пугачева не столь однозначен. В нем поразительно сочетаются два лика. С одной стороны, благородный спаситель Гринева, Маши Мироновой, обая­тельный, сильный человек, которому ведомо некое «дикое вдохно­вение» Но в то же время это человек, который живет по концепции, изложенной в калмыцкой сказке - жизнь должна быть короткой, но яркой, свободной, а цена этой свободы - кровавое насилие. Грине­вым отрицается кровавое насилие как цена за свободу, и это вы­зывает нелегкие размышления у Пугачева.

Гринев - это положительный герой, хотя и допускает некоторые ошибки, о которых потом жалеет. Человечное в Пугачеве соседству­ет с ужасным и трагическим, поэтому этот образ более сложный.

Hosted by uCoz