Билет
№15
Вопрос 1
Философские
мотивы в лирике Ф. И. Тютчева (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого)
Стихотворения
Ф. И. Тютчева раскрывают жизнь человеческой души, собственные
переживания и радости, «весну» и «осень» сердца. Поэта интересуют вечные
общечеловеческие ценности, вечные идеалы. Безусловно, такой вечной ценностью
для Тютчева является природа как богатейший самостоятельный мир, наделенный
чувствами и эмоциями. Все в природе заслуживает внимания поэта.
С
одной стороны, природа для поэта - это объект созерцания и восхищения, другой -
непостижимый сложный мир, над которым не властны внешние силы. У Тютчева между
человеком и природой изначально существует разлад, который мешает человеку
соединиться с «общим хором» («Певучесть есть в морских волнах»), в котором
царят полная гармония и созвучие. В этом стихотворении поэт говорит, что у
человека, в отличие от природы, нет полной свободы: он зависит от
предрассудков, обязательств, общечеловеческих законов. Природа же естественна и ни от чего не зависит.
Тютчев
разделяет жизнь природы и жизнь человека; он как бы делит мир на дневной и ночной. В первом властвует человек. Ночи же он
отводит особое место, потому что только в это время человек не заглушает
природной «музыки». Природа «хозяйничает» в ночи и можно острее ощутить ее
красоту и величие, потому что в этот момент все сущее так же «таинственно, как
в первый день созданья». Несмотря на разлад между
природой и человеком, он может познать этот сложный, многомерный мир, в котором
есть душа, свобода, язык, и слиться с миром природы. Именно ночью поэт
чувствует себя частичкой природы. Ночью взо'ру
человека предстает бездонное звездное пространство, которое соединяет его со Вселенной:
Но
меркнет день - настала ночь;
Пришла
- и с мира рокового
Ткань
благодатную покрова
Сорвав,
отбрасывает прочь...
И
бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И
нет преград меж ней и нами -
Вот
отчего нам ночь страшна!
«День и ночь».
Начало 1839
Природа
в лирике Тютчева двойственна: поэт наделяет ее противоположными качествами.
Она хаотична и гармонична одновременно. Й то и другое имеет свой способ
выражения, и человек может понимать или не понимать язык природы:
Не то, что мните вы, природа:
Не
слепок, не бездушный лик -
В
ней есть душа, в ней есть свобода,
В
ней есть любовь, в ней есть язык.
Перед
таким огромным, необузданным миром человек ощущает себя незащищенным и
бессильным. Человек слаб не только в общении с вселенной. Он считает, что мир
души нельзя открывать «наружному шуму», иначе человек потеряет силу и
богатства своего внутреннего мира. Нельзя даже делиться с кем-то своими
мыслями, надеждами, потому что невозможно вполне понять переживания, не
прочувствовав их, а словами не передать то, что кипит в душе:
Как
сердцу высказать себя?
Другому как помять тебя?
Поймет
ли он, чем ты живешь?
Мысль
изреченная есть ложь.
«Silentium»
Наверное,
можно говорить о том, что раскрытие темы любви в творчестве Тютчева тоже носит
философский характер. Любовь в понимании Тютчева - «поединок роковой», в
котором один из любящих неизбежно страдает. По его мнению, самоубийство и
любовь разделяет только один шаг:
И
кто в избытке ощущений,
Когда
кипит и стынет кровь,
Не
ведал ваших искушений —
Самоубийство
и Любовь!
«Близнецы»,
между июлем 1850 и серединой 1851
В
данном контексте, самоубийство - не физическое лишение жизни, а медленное,
мучительное затухание любящего сердца.
Еще
одна тема имеет в творчестве Тютчева философский характер. Это тема познания
мира. Человеческий ум, стремления к знаниям неистощимы. По мнению Тютчева, как
видно из стихотворения «Цицерон»,
«Последний катаклизм», в совершенстве познать что-то глобальное можно только в
минуты разрушения:
Когда
пробьет последний час природы,
Состав
частей разрушится земных:
Все
зримое опять покроют воды,
И
божий лик изобразится в них!
«Последний
катаклизм». 1830
Но
это может не каждый. Поэт говорит о ненасытной человеческой мысли , которая стремится достичь высот познания, и это ей не
удается. Только избранники Бога, такие как Цицерон, могут, увидев крушение
города или мира, понять их:
Он
их высоких зрелищ зритель,
Он
в их совет допущен был –
И
заживо, как небожитель,
Из
чаши их бессмертья пил!
«Цицерон». 1830
Человек
осознает истинную цену, всю глубину того, чем владеет только тогда, когда
чувствует, что теряет это, что обладает этим в последний раз. В этом случае для
него на время исчезает все вокруг, и это что-то становится главным и дорогим. В
стихотворении «Я лютеранин люблю богослуженье...» Тютчев призывает каждый раз
молиться так, словно это в последний раз. Именно тогда душа сольется с Богом,
и он услышит обращенные к нему молитвы.
Всю
поэзию Тютчева можно назвать философской. Его в полной мере волнуют проблемы
жизни, любви, смерти, бессмертия, познания.
Вопрос 2
Образ русского труженика-солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»
«Василий
Теркин» - это «книга про бойца». Ее герой - рядовой
солдат нашей армии, простой советский человек.
Первое
знакомство читателя с героем происходит в начальной главе «На привале», тогда Теркин,
участник финской войны, «из запаса рядовой» - прибывает на фронт («В строй с
июня, в бой с июля, снова Теркин на войне»). Уже в этой главе читатель довольно
близко узнает героя: он общительный и жизнерадостный человек, бывалый, опытный
солдат, хороший рассказчик, по определению товарищей по полку, «свой». Главная
же черта характера Теркина состоит в том, что он чувствует себя неотделимым от
советского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже
рассказывая о своем личном участии в войне, он выражает это словами, которые не
могут относиться к одному человеку, а лишь к массе людей:
И
не раз в пути привычном,
У
дорог, в пыли колонн,
Был
рассеян я частично,
А
частично истреблен...
Но,
однако,
Жив
вояка...
Вторая
глава - «Перед боем» - раскрывает еще одну существенную черту героя - его
сознательность. В этой главе говорится о первом, очень тяжелом этапе войны,
когда наша армия вынуждена была отступать. Теркину с товарищами пришлось
выходить из окружения.
«Я
ж, как более идейный, был там как бы политрук, - «рассказывает Теркин. Он
понимает временный характер отступления, вселяет в бойцов бодрость и
уверенность в нашей победе:
Не
зарвемся, так прорвемся,
Будем
живы - не помрем,
Срок
придет, назад вернемся,
Что
отдали - все вернем.
Третья
глава - «Переправа» - рассказывает о героизме и мужестве Теркина: в ледяной
воде он переплывает реку, чтоб доставить командиру нужное донесение:
Переправа,
переправ!
Берег
левый, берег правый.
Снег
шершавый, кромка льда...
Кому
память, кому слава,
Кому
темная вода.
Ни
приметы, ни следа.
Таким
образом, Твардовский рисует в поэме последовательно развивающиеся картины
военной жизни («На привале», «Перед боем», «Переправа» и др.), что дает ему
возможность полнее раскрыть внутренний мир героя произведения. В последующих
главах мы видим Теркина в различных ситуациях, его психологическая
характеристика еще более углубляется. Он отважен и вынослив, скромен, стоек в
рукопашном бою, находчив и смел, весел в часы отдыха.
Так
шаг за шагом Твардовский знакомит читателя с героем поэмы — рядовым солдатом
Василием Теркиным. В рассказах Теркина много веселых шуток, присказок,
прибауток. Но он не просто весельчак и балагур. Это человек глубокой души, с
серьезными мыслями, чувствами и переживаниями. Это тот «святой и грешный
русский чудо-человек», который выстоял и победил в величайшей из войн.
«Читая
«Василия Теркина» с начала и до конца, я видел прежде
всего самого себя, своих' близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем
своем поистине правдивом облике», - так писал Твардовскому один из рядовых
бойцов.
В
образе Теркина раскрываются глубокие национальные традиции русского народа. Он
«не иной какой, не энский, безымянный корешок». В Теркине очень развита
чувство национального самосознания. Именно поэтому он так легко находит общий
язык со старым русским солдатом - участником первой мировой войны (глава «Два
солдата»). Теркин с любовью и уважением относится к прошлому своей Родины и ее
воинским традициям.
Сама
поэма несет в себе лучшие фольклорные традиции. Солдат в ней - бывалый человек,
обаятельный, дельный и сметливый, способный сварить щи из топора.
Лирическое
и эпическое тесно переплелись в поэме А. Твардовского «Василий Теркин».
Личность в понимании поэта - это средоточие многообразных связей с людьми, с
народом. Она вбирает в себя опыт поколений и сверстников:
Я
счастлив тем, что я оттуда,
Из
той зимы, из той избы.
И
счастлив тем, что я не чудо
Особой,
избранной судьбы.
Теркин
обладает присутствием духа, достоинством, не теряет чувства юмора. Ему все
сподручно, везде удобно, он всем нужен, всеми любим. В каждом деле он мастак,
умелец: он может развести пилу, сыграть на гармони, починить часы, построить
дом, сложить печь, а на войне он также проявляет все свои таланты и смекалку.
В
литературе о войне трудно отыскать образ, равный Василию Теркину. Он не
уклоняется от схваток, не щадит в них себя, он чувствует ответственность «За
Россию, за народ // И за все на свете». Но знает боец и цену своей единственной
жизни. Слепой стихии смерти он противопоставляет собственную зрячесть, здравый
смысл, житейский и бытовой опыт, мудрость крестьянина и солдата.
Оптимизм
и нравственное здоровье Теркина - от сознания правоты, чувства реальности,
долга перед людьми, перед родной землей, всеми поколениями соотечественников.
Это «Русский чудо-человек», национальный тип.
Вопрос 3
Почему
так трагически
одинок лермонтовский Печорин? (По роману М. Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».)
Роман
«Герой нашего времени» состоит из пяти самостоятельных повестей, которые
объединены общими героями и общим названием. Каждая из пяти повестей имеет
свой жанр. Например: «Тамань» - остросюжетная и в .то же время лирическая
повесть; «Княжна Мери» - дневник; «Фаталиста -.записки, сделанные героем по
прошествии некоторого времени после описываемых событий.
Автор
ставит перед собой задачу всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего
времени. Интерес Лермонтова не к личности как таковой, а к «истории души
человеческой» отражает проблематику романа. Наряду с этим автор размышляет о
предопределении судьбы человека, о соотношении свободы, воли и необходимости, о
цели и смысле человеческой жизни.
В
основе повествования лежит конфликт Печорина с обществом и с самим собой:
«Зачем я жил? для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно,
было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные;
но я не угадал этого назначения». Напряженные раздумья Печорина, его постоянный
анализ и самоанализ можно назвать этапом становления личности.
Чтобы
понять образ главного героя романа, следует сопоставить две характеристики
Печорина:
|
Один
Печорин живет, совершает поступки, ошибается |
Другой
Печорин анализирует и судит |
Отношение
к
жизни |
Скептик,
разочарованный человек, живет «из
любопытства». |
Огромная
жажда жизни, деятельности, желание понять свое назначение. |
Борьба
сердца
и ума |
Не
может не чувствовать красоту природы, переживания
других людей: «какая бы горесть ни
лежала на сердце, какое бы беспокойство ни
томило мысль, все в минуту рассеется, на душе
станет легко». |
«Я
давно уж живу не сердцем, а головою. Я
взвешиваю, разбираю свои собственные страсти
и поступки с строгим любопытством, но без
участия». |
Отношение
к
женщинам |
«Я
скакал, задыхаясь от нетерпенья... При возможности
потерять её навеки Вера стала для меня
дороже всего на свете - дороже жизни, чести,
счастья!» |
«Женщины
должны бы желать, чтоб все мужчины
их так же хорошо знали, как я, потому
что я люблю их во сто раз больше с тех
пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости». |
Главное
противоречие
героя |
Мелкие
недостойные поступки. Приносит людям
лишь зло и страдания. Полная- безнадежность, сознание
своей обреченности. |
Необъятные
силы души. Стремится «любить весь
мир». Жажда полноты жизни. |
Сам о
себе |
«Одни
почитают меня хуже, другие лучше, чем я есть
на самом деле... Одни скажут: он был
добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда
жить? А все живешь - из любопытства:
ожидаешь чего-то нового... Смешно и
досадно». |
«С тех
пор как я живу и действую, судьба
как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня
никто не мог бы
ни умереть, ни прийти в отчаяние!» |
Герой
расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась,
умерла» лучшая половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в
«умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа
испорчена светом». «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом;
лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и
умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же очень достоин
сожаления»
Постоянный
самоанализ, рефлексия делают Печорина безучастным, бесчувственным. «Я давно уже
живу не сердцем, а головой, я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и
поступки с строгим любопытством, но без участия», - признается он перед дуэлью
с Грушницким.
Печорин
отличается от других героев романа тем, что его тревожат вопросы осознания
человеческого бытия - вопросы о цели и смысле жизни, о назначении человека.
Вокруг
Печорина рождаются страсти, происходят столкновения, ведутся споры. Но все
герои романа: Вера, княжна Мери, Грушницкий, Максим Максимыч, Вернер и даже сам
автор - находятся под властью странного печоринского обаяния. Все они в той или
иной степени влюблены в него. Но никому из них не удается постичь бесконечные
возможности души Печорина.
В
предисловии к роману Лермонтов пишет о типичности своего героя:
«Этот
портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
В предисловии же к «Журналу Печорина» говорится, что здесь читатель найдет
«историю души человеческой» и «оправдания поступкам, в которых до сей поры
обвиняли человека»..
В
истории литературы за Печориным закрепилось определение «лишний
человек»...Такое определение стали давать литературным героям, которые ни к
чему в жизни не приспособлены: ни к любви, ни к семье, ни к труду. Такой герой
болезненно самолюбив, он аналитик и эгоист, он теряет веру и в себя, и в людей
и в смысл своего существования. Таков и Печорин. Именно в этом кроются причины
его одиночества и непонятости.
«Герой
нашего времени» - роман о нравственных исканиях, об ответственности личности
перед людьми и своим собственным «я». Попытки автора приблизить своего героя к
людям, найти для него некое гармоническое равновесие в отношениях с ними
оказываются не состоятельными. Глубина пропасти между героем и другими людьми
оказывается непреодолимой. Печорин, опережая свое время, исполнен бунтарского
неприятия устоев существующего общества. А, следовательно, главной проблемой
романа можно назвать несоответствие мировосприятия Печорина условиям его
жизни.