Билет №13

 

Вопрос 1

Образ Катерины и драма горячего сердца в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

 

Драму «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивитель­нейшее, великолепнейшее произведение русского могучего таланта».

А. Н. Островский сюжет для драмы берет из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходит именно в их городе. Местные жители показывали гостям города беседку на берегу Волги, где Катерина признается в совершенном грехе.

Действия, описанные автором, могли произойти во многих горо­дах России того времени. Здесь господствовали домострой и само­дурство, унижение и грубость.

Основной конфликт драмы можно определить как столкновение убеждений и мировоззрения консервативно настроенных представи­телей более старшего поколения и стремлением к свободе, возмож­ности выбора молодых героев пьесы. Автор ставит перед читателя­ми вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в усло­виях города Калинова, и всем ходом пьесы подводит к выводу, что это невозможно.

Катерина, главная героиня пьесы, - натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества не только не присущи большинству людей; им просто недоступно их понимание. Не случайно в разговоре с Кате­риной Варвара сказала: «Ты какая-то мудреная», т. е. странная, слож­ная, непонятная. А в городе Калинове, наоборот, все просто: у кого деньги - у того и власть, а у кого власть, тот уже и пользуется ею безраздельно. Унизить, оскорбить, принудить к повиновению, зап­ретить любое проявление живого человеческого чувства, заставить лгать, приспосабливаться - вот основные законы, по которым живут в городе. Катерина же эти законы отвергает, и в этом основная при­чина её трагедии, трагедия свободного человека, которого заставля­ют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеж­дениям.

Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всем: в умы­вании родниковой Водой, в рассказах и песнях странниц, в молитвах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было при­нуждения в девичестве, совсем не так, как в доме Кабанихи, где все . то же самое, только «все как будто из-под неволи».. «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит, разрушает мир Катерины. Сердце Кате­рины жаждет любви, на любое обращенное к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством, но живет героиня в городе «безлюбом».

Натура мечтательная, впечатлительная, с характером по преиму­ществу «любящим, идеальным», по определению Добролюбова, Ка­терина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! - говорила она. - Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!»

Катерина - женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она способна на полный разрыв с опостылевшей сре­дой и жизнью. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - признает­ся она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выбро­шусь, в Волгу кинусь. Не хочу- здесь жить, так и не стану, .хоть ты меня режь!»

Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую ат­мосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. Наверное, этим можно объяснить конфликт Катерины как с «темным царством», так и с самой собой. Трагизм положения Катерины осложнялся ещё и тем, что её выдали замуж за человека, которого она не знала и лю­бить не могла. Но она старается быть верной и любящей женой.

Катерина и любит не так, как окружающие её женщины. Она го­това на все для любимого человека, преступая даже те понятия о гре­хе и добродетели, которые были для неё священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - скажет она Борису.

Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Самоубийство её как бы на миг осветило беспробудный мрак «тем­ного царства».

А. И. Герцен, касаясь в 1864 году «Грозы», писал: «В этой драме автор проник в глубочайшие тайники... русской жизни бросил вне­запный луч света в неведомую душу русской женщины, этой без­гласной, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жиз­ни патриархальной семьи».

 

 

 

Вопрос 2

Тема России в лирике А. А. Блока (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого)

 

А. А. Блок пишет: «Тема о России не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема... Этой теме я сознатель­но и бесповоротно посвящаю жизнь».

Исследователи давно заметили, что народ и Россия для А. Бло­ка - явления не столько социальные, сколько духовные. Наряду с при­родой они в первую очередь выражают стихийные основы бытия. Может быть, поэтому столь обобщен образ родины во многих сти­хах, например, в одном из самых ранних стихотворений «Русь» об­раз родины окружен дремотной таинственностью. Но постепенно родина всё чаще открывается взору автора через конкретные карти­ны и отдельные судьбы («Россия», «Осенний день», « На железной дороге», «Петроградское небо мутилось дождем...»).

В 1908- г. Блок создает стихотворение «Россия». Тема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое - здесь многое перекликается с восприятием родины Пушкиным и Турге­невым, Гончаровым и Некрасовым. Близость судеб отчизны лич­ной судьбе, вера в неизбывные силы страны и народа особенно род­нит стихи Блока с традицией патриотической поэзии XIX века. Бо­лее всего подлинная народность в её индивидуально-творческом проявлении сближает исповедь Блока со «странной» лермонтовской любовью к отчизне. Многие совпадения нельзя не заметить: в сти­хах этих поэтов сходны даже ситуации, в которых возникают пере­живания.

Глубокое различие привносит в эту сыновнюю исповедь сама эпоха - времена «лет темных и глухих», но уже предвещающих сти­хийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтожением усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, неосознанным предчувствием:

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка...

«Россия». 1908

 

1908 год ознаменован выходом в свет нового цикла «На поле Куликовом», который стал духовным итогом всех предыдущих лет. Именно в нем сошлись воедино все переживания Блока - и личного, и общего характера. Прежде всего здесь представлена новая филосо­фия жизни, новое представление о её сущности, как бы синтез пре­жних концепций «храма» и «стихии»:

 

...И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

«На поле Куликовом». 7 июня 1908

 

Новой концепции мира - «боя» соответствует и новое представ­ление о назначении человека - теперь это «долг»:

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали,    

Не вернуться, не взглянуть назад...

«На поле Куликовом». 8 июня 1908

 

И герой здесь уже не «инок», не «бродяга» - теперь он «воин», один из многих: «Я не первый воин, не последний...».

Наконец, в «Поле Куликовом» возникает женский образ - осо­бенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Веч­ной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!..

«На поле Куликовом». 7 июня 1908

 

Эта светлая жена накануне битвы укрепляет героя-воина:

 

…И с туманом над Непрядвой спящей

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей

Не спугнув коня...

 

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

«На поле Куликовом». 14 июня 1908

 

Впервые в поэзии Блока мы видим такое сильное проникновен­ное национальное чувство. Именно начиная с «Поля Куликова» мож­но говорить о нем как о великом русском национальном поэте. Но своеобразие и особое воздействие блоковского патриотизма в том и заключается, что Россия выступает для него в женственном облике -как здесь, так и позже, в другом знаменитом стихотворении:

 

Россия, нищая Россия!   

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

«Россия». 1908

 

В лирике Блока слышится постоянное обращение к России. Не только в безвоздушном пространстве фантазии, но и в определен­ном, русском воздухе, на просторе русских полей помещает он свою лирику. Содержание и дух своего лиризма Блок не мыслит без глубо­чайшей связи с Россией. Особый отпечаток своей души он выводит из новейшей истории:

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы –

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

«Рожденные в года глухие...»

8 сентября 1914

 

Эту пустоту Блок стремиться заполнить Россией, он говорит о России с каким-то болезненным стоном любви и тоски. Он называет её своей женой, еврей бедной женою, своей жизнью; он нищую стра­ну свою и круг её низких, нищих деревень принимает глубоко в сердце и безумно хочет разгадать её загадку и её рыдания.

 

 

 

Вопрос 3

Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)

 

Павел Чичиков - главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Совершенно очевидно, что в этом образе не может быть ни­чего случайного. Поэтому, читая описание внешности героя, неволь­но удивляешься тому, что Гоголь лишает своего героя индивидуаль­ности. Описание внешности дается автором в каких-то неопределен­ных выражениях: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Найти ответ на вопрос: «Почему портрет Чичикова лишен ярких индивиду­альных черт?» - помогут следующие наблюдения за героем.

Вот Павел Чичиков собирается на бал к губернатору. Он целый час проводит перед зеркалом, изучая различные выражения лица и манеры, чтобы применить их на балу. «Пробовалось сообщить ему (лицу) множество разных выражений: то важное и степенное, то по­чтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровож­дении неясных звуков, отчасти похожих на французские, хотя по-французски Чичиков ничего не знал вовсе».

Гоголь постоянно подчеркивает внешнюю опрятность своего ге­роя, его любовь к чистоте, хорошему модному костюму. Чичиков все­гда тщательно выбрит, надушен. Эта внешняя чистота и опрятность Чичикова разительно контрастирует с внутренним миром героя. Внут­ренняя многоликость Чичикова подчеркивается неопределенной вне­шностью.

Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Его необыкновенный талант быстро разгадать человека позволяет ему по-особому подойти к каждому. Стоит только, понаблюдать за тем, как он держит себя с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным, чтобы убедиться в разнообразии «всех оттен­ков к тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницатель­ность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пус­кает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения. В 11 гла­ве поэмы Гоголь подробно рассказывает историю жизни Чичикова с рождения и до того момента, как герой занялся скупкой мертвых душ, как складывался характер Чичикова, какие жизненные интересы, сформировавшиеся в нем под влиянием окружающей среды, руково­дили его поведением.

Еще с детства он получил от отца наставление, как выбиться в люди: «больше всего угождая учителям и начальникам... водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полез­ными ... а больше всего береги копейку, эта вещь надежнее всего на свете...» Этот завет отца и положил Чичиков в основу своих отноше­ний с людьми еще со школьной скамьи. Именно в школе он форму­лирует для себя цель жизни: копить копейку, но не ради ее самой, а как средство достигнуть заметного положения в обществе и мате­риального благополучия.

Для Гоголя очень важно показать читателю, как практический ум, ловкая изобретательность, лицемерие, терпение, умение «постиг­нуть дух начальника», нащупать слабую струнку в душе человека и умело воздействовать на нее в личных целях, энергия и упорство в достижении задуманного, полная неразборчивость в средствах и бессердечность, заменяют в человеке все человеческое. Вероятно, поэтому внешность Чичикова лишена ярких индивидуальных черт,  автору важно создать не портрет героя, а вывести некий тип людей, которые в ЗО-е годы XIX столетия становятся все более заметными в обществе.

Hosted by uCoz