Билет № 8

 

Вопрос 1

Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого)

 

Тема одиночества характерна для всего творчества М. Ю. Лер­монтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможно­сти что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучи­тельные переживания одиночества, ощущение бесприютности, бес­плодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль - вот основные черты лирического героя М.Ю. Лер­монтова.

Многие современники поэта были людьми, бесконечно одино­кими, замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не могло согреть их сердце, да и сами они не излуча­ли душевной теплоты. Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг духовные потрясения в атмос­фере подавления неординарной личности...

Ранняя лирика похожа на дневниковые записи. В стихотворени­ях этого периода поэт пытается раскрыть сложную внутреннюю жизнь человека, вот почему они носят исповедальный характер. Во многих ранних стихотворениях Лермонтова появляется демон - «по­рочный мученик», отвергнутый всеми.

В стихотворении «Мой демон», написанном в 1831. году, демон представлен Лермонтовым как дух познания. Он открывает челове­ку высшую реальность и тем самым лишает его счастья:

 

Покажет образ совершенства,

И вдруг отнимет навсегда,

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

 

Лермонтов ставит философский вопрос: что предпочтительней: простое человеческое счастье или отблеск блаженства, который на­всегда лишит человека возможности спокойного устроенного суще­ствования. Таким образом, лирический герой поставлен перед про­блемой выбора: между реальным и идеальным.

В юношеских стихотворениях поэта звучит тема одиночества. Лермонтов чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

 

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой...

«Монолог». 1829

 

В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Позже была неразделенная любовь. И снова еспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

 

Без друга лучше дни влачить

И к смерти радостной склоняться,

Чем два удара выносить

И сердцем о двоих крушиться!

 

Поэт как бы постепенно свыкается со своей участью одинокого скитальца, и он уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

 

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом.

 

Лермонтов не мог воспринимать происходящего вокруг него с легкостью и беспечностью, он болезненно реагировал на все. Поэто­му часто в его стихотворениях сгущаются краски, а порой он тяго­тится привычным ему одиночеством.

 

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье - все готовы -

Никто не хочет грусть делить.

«Одиночество». 1830

 

Но в ранней поэзии Лермонтова есть и иное восприятие одино­чества - романтическое. Вновь идет речь об одиноком герое, но он уже не пассивен. Он мятежен, не приемлет действительность, ищет единения с вольной стихией, отдается предельно сильным чувствам, полету мечты. Эта жаждущая бурь одинокая личность, этот романти­ческий идеал прекрасно воплотился в стихотворении «Парус». В тумане безбрежного моря одиноко белеет уплывающий парус. А лирический герой, глядя на него, как бы пытается проследить его судьбу.

 

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?  

Что кинул он в краю родном?

 

Парус становится символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира. Но поиски эти тщетны, как тщетна и попытка обрести свободу и покой. Парус по-прежнему как бы от­странен от радостных красок, ему не удается слиться со стихией.

 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой!

 

Во второй половине 30-х годов - начале 40-х пылкость чувств, мятежность сменяются глубокими раздумьями, философским поиском. Теперь преобладает тема печальной, изверившейся, одинокой души поэта. Лермонтов говорит о своем одиночестве, о своей усталости и тоске. Он пытается и не может найти вокруг «души родной», его некому поддержать в трудную минуту. Поэтому им овладевает дух уныния: он скучает в настоящем и ни к чему не стремится в будущем.

 

И скучно и грустно, и некому руку подать                    

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

«И скучно и грустно». 1840

 

В этом унылом одиночестве ощущает поэт бег времени и пони­мает, что он не в силах ему противиться, ибо жизнь его - «такая пус­тая и глупая штука», а все радости, муки, страсти и желания ничтож­ны. И он продолжает одиноко существовать на этой Земле, покор­ный судьбе:

 

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как судьбе послушно

Года уходят, будто сны...

«Одиночество». 1830

 

Поэт ничего не хочет от жизни, он ни о чем не жалеет. Вновь, как в «Парусе», он желает лишь свободы и покоя, но ищет он их уже не в буре, а в забытьи, во сне.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть,

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

 

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов передал ­ощущение какого-то вселенского одиночества. Но оно уже не унылое и печальное, как ранее, так как поэт, находясь вдали от лю­дей, слышит голоса звезд, наслаждается красотой небес и земли, и душа его просветляется.

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

 

Лирика Лермонтова - это исповедь бесконечно одинокого че­ловека, исповедь одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности. Мир отвергает героя, изгоняет - но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

 

 

 

Вопрос 2

Трагедия революции и Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

 

«Тихий Дон» - роман-эпопея, в которой М. Шолохов, опираясь на строго выверенный материал истории, воспроизводит истинную картину донской жизни в бурное время с 1912 по 1922 годы. Дей­ствительность России предоставила в распоряжение автора конф­ликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основа­ния разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких «вечных» вопросов, как человек и история, война и мир, личность и массы. «Тихий Дон» называют трагедией-эпопеей. И не только потому, что в центре поставлен трагедийный характер - Григорий Мелехов, но и потому, что роман от начала до конца пронизывают трагические мотивы. Это трагедия и тех, кто не осознал смысла революции и выступил против нее, и тех, кто поддался обману. Это трагедия многих казаков, втянутых в Вешенское восстание в 1919 году, трагедия защитников революции, гибнущих за народное дело. Это трагедия революции и Гражданской войны, раскрытая через судьбы героев романа.

Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье - вот ос­новная тема раздумий писателя. Как революция меняет не только общественный строй, но и сознание людей, как отражается на их судь­бе - вот вопросы, на которые отвечают герои романа и автор.

«Мелеховский двор - на самом краю хутора», - так начинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествования Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но от­чий дом навсегда остается тем местом, где живут самые близкие люди, всегда готовые принять и обогреть. Жизнь обитателей дома предста­ет в переплетении противоречий, притяжений и борьбы. Можно ска­зать, на перекрестке больших исторических событий, кровавых стол­кновений оказалась вся семья Мелеховых. Революция и Гражданская война вносят крутые перемены в сложившийся семейно-бытовой уклад Мелеховых: рушатся привычные родственные связи, рождают­ся новые мораль и нравственность. Автор «Тихого Дона» раскрывает внутренний мир человека из народа, воссоздает русский национальный характер эпохи революционного разлома.

Начало романа рисует быт и нравы казачьей станицы накануне Первой мировой войны. Казалось бы, ничто не предвещает будущих потрясений. Жизнь казачьего хутора Татарский течет мирно и спо­койно. Писатель показывает нам, что традиции казачества включают в себя общечеловеческие нравственные ценности. Мир, в котором живет казачество, наполнен красками, насыщен красотой родной природы.

Главные герои романа — люди с яркими индивидуальными ха­рактерами, сильными страстями, непростыми судьбами. Григорий Мелехов, чей нравственный облик и тернистый жизненный путь по­казаны в романе наиболее глубоко, не случайно занимает централь­ное место в романе. В его жизненных исканиях отразилась судьба всего донского казачества в это нелегкое время.

С самого детства Григорий впитывает в себя тягу к свободному крестьянскому труду, заботу об укреплении хозяйства, о семье. С большим мастерством М. Шолохов изобразил сложный характер  Григория Мелехова. Он - одаренный человек, даже в своих заблуждениях он искренен и честен. Он никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы и карьеры. Заблуждаясь,  Григорий немало пролил крови тех, кто утверждал новую жизнь на . земле. Вина его несомненна. Он сам осознает ее. Однако к Григо­рию нельзя подходить однозначно. С особым проникновением Шолохов показал сложный путь главного героя. В начале эпопеи это восемнадцатилетний парень - веселый, сильный, красивый.  Григорий - исключительно цельная, чистая натура. Он освещен  светом, как бы исходящим из разных .источников, - тут и кодекс  казачьей чести, и напряженный крестьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и приобщение к богатому казачье­му фольклору, и чувство первой любви. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благородство и великодушие по  отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жизненных обстоятель­ствах. В тревожные дни революционных событий он совершает немало ошибок. Но на пути поисков истины казак порой не в силах постичь железную логику революции, ее внутренние закономерности. Григорий Мелехов - гордая, вольнолюбивая личность и вместе  с тем философ-правдоискатель. Для него величие и неотвратимость революции должны быть выявлены и доказаны всем последующим кодом жизни. Мелехов мечтает о таком строе жизни, при котором человеку воздавалось бы мерой его ума, труда и таланта. 

На страницах романа Шолохов показывает примеры классового противостояния. Мы видим, как расходятся жизненные пути бывших друзей Григория Мелехова и Михаила Кошевого, который проникается политическими взглядами большевиков. В отличие от Григория он не испытывает сомнений и колебаний. Идея справедли­вости, равенства и братства настолько овладевает Кошевым, что он уже не считается с дружбой, любовью, семьей. Несмотря на то, что Григорий - его старый друг и браг его жены, он настаивает на его аресте. А, сватаясь к сестре Григория Дуняшке, он совершенно не обращает внимания на гнев Ильиничны. А ведь он расстрелял ее сына Петра. Для этого человека не остается ничего святого. Он даже не позволяет себе расслабиться и насладиться красотой родной земли. «Там люди свою и чужую судьбу решают, а я кобылок пасу. Как же так? Уходить надо, а то засосет», - думает Мишка, когда работает отарщиком. Такое фанатичное служение идее, непоколебимая уве­ренность в правоте своих мыслей и поступков свойственна и другим героям, изображенным Шолоховым в романе. Иной Григорий Меле­хов. Это незаурядная личность, думающий, ищущий человек. Во вре­мя* Первой мировой войны он храбро сражался на фронте, даже по­лучил Георгиевский крест. Он честно исполнил свой долг. Последо­вавшие затем Октябрьская революция и Гражданская война привели шолоховского героя в смятение. Теперь он уже не знает, кто прав, на чьей стороне сражаться. Он пытается сделать свой выбор. И что же? Сначала он сражается за красных, но убийство ими безоружных плен­ных отталкивает его. А когда большевики приходят на его родину, он яростно борется с ними. Но поиски истины этим шолоховским геро­ем так ни к чему и не приводят, превращая его жизнь в драму. Мы видим человека, потерявшегося в круговороте событий.

Вся сущность Григория сопротивляется насилию над человеком, которое отталкивает его и от красных, и от белых. «Все они одинако­вы! - говорит он склоняющимся на сторону большевиков друзьям детства. - Все они ярмо на шее казачества!» И когда Григорий узнает о бунте казаков в верховьях Дона против Красной Армии, он высту­пает на стороне бунтовщиков. Теперь он думает: «Будто и не было за плечами дней поисков правды, испытаний, переходов и тяжелой внут­ренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, - в поис­ках выхода, в разрешении противоречий? Жизнь казалась насмеш­ливой, мудро-простой». Григорий приходит к пониманию, что «у каж­дого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться... Надо бить­ся с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее». Но и такая правда жизни все-таки ему не по нутру. Он не может равнодушно смотреть на неубранную пшеницу, нескошенный хлеб, пустые гумна, думая о том, как надрываются от непосильной работы бабы в то время, когда мужчины ведут бессмысленную войну. Почему нельзя спокойно жить на своей земле и работать для себя, для семьи? Этим вопросом задается Григорий Мелехов и в его лице - все казачество, мечтающее о вольном  труде на родной земле. Григорий ожесточается, впадает в отчаяние. Он насильственно отторгнут от всего, что ему дорого: от дома, семьи, любящих людей. Он вынужден убивать людей за идеи, которые не может понять... Герой приходит к осознанию того, что «неправильный у жизни ход», но он не может ничего изменить. Хотя он всем своим сердцем хочет, чтобы в казачьем мире был лад.

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоря­жаться даже во имя самых благородных и высоких идей. К такому выводу пришел герой в результате жизненных мытарств. К этой же мысли приводит читателя Шолохов, который возвращает нас своим романом к трагическим страницам российской истории. В романе «Тихий Дон» автор утверждает простую истину, говоря нам, что смысл человеческой жизни состоит в труде, в любви, заботе о детях-. Именно эти ценности лежат в основе нравственности казачества, чья трагическая судьба в начале XX века так полно и широко показана Шолоховым в его замечательном романе. Трагедия революции, ви­димо, заключается в том, что, ставя перед собой цель - осчастливить всех, она разрушает счастье семьи, дома. Гражданская война усугуб­ляет трагизм ситуации тем, что ставит лицом к лицу людей, которые раньше были близкими, родными, заставляет воевать их друг против друга. В полной мере весь этот трагизм пришлось пережить Григо­рию Мелехову и другим героям романа.

 

 

Вопрос 3

Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?

 

Ответ на поставленной вопрос можно найти как в содержании самой пьесы, так и в статье Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Мир, изображенный в пьесе Островского, А. Н. Добролюбов назвал «темным царством». Критик подчеркивает уродливость обще­ственных отношений. В этом «темном царстве» всем распоряжаются богатые самодуры, в нем царит беззаконие и произвол, грубая сила. Противостоит деспотизму «темного царства», по мнению Добролю­бова, Катерина. Ее самоубийство он рассматривает как вызов деспотическому укладу жизни, как протест личности против какого бы то ни было насилия, начиная с семейного.

Поступок Катерины автор статьи объясняет тем, что настала пора пробуждения личности, угнетаемой в семье. Самоубийство Катерины наставило других героев пьесы по-новому взглянуть на происходящее вокруг. Неслучайно в конце драмы мы слышим упрек Кабанихе от героя, который не мог противоречить ей ни в чем в начале действия пьесы - от Тихона. Добролюбов дает такую оценку Тихону: в нем «есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя». И только гибель жены заставляет его стать честным. Высказанное им обвинение матери на какое-то время делает его непокорным и показывает, что пошатнулась власть Кабанихи и подчинение ей уже не столь беспрекословно. Она потеряла покорность и . послушание сына.

Другой персонаж, который тоже показывает, что власти самоду­ров приходит конец, - это Варвара, которая уходит с Кудряшом, пе­решагнув через страх перед матерью.

Особое место в пьесе занимает Кулигин. Именно ему автор дает право изобличать нравы горда Калинова. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы «темного царства» и сочувствие талантливым людям из народа. Кроме того, Кулигин является носителем' всего нового, просвещения и гуманного взгляда на жизнь.

Таким образом, Катерина и Кулигин, каждый по-своему, освещают тяжелый мрак, сгустившийся над мертвым «темным царством», и этот свет показывает, что конец «темного царства» близок.

Hosted by uCoz