Билет № 7

 

Вопрос 1

Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

 

В октябре 1836 года А. С. Пушкин заканчивает свое последнее крупное прозаическое произведение - роман «Капитанская дочка». В основе романа- события грозной пугачевщины. К раскрытию темы пугачевского бунта А. С. Пушкин подходит как историк, мыслитель и реалист. Он работал в архивах, изучал мемуары участников подав­ления бунта, ездил на место событий в оренбургскую губернию и там встречался с очевидцами. Результатом этих исследований стала «История Пугачева», которая из-за цензуры была переименована в «Историю Пугачевского бунта», а через два года Пушкин издает ро­ман «Капитанская дочка».

«Капитанская дочка» - это не только историческое повество­вание, это и семейная повесть. Автор ставит вопросы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, раскрывает темы человеческого счастья, любви, истинного благородства.

Форма «Капитанской дочки» - семейная хроника. Семейные запис­ки даны от лица Петра Андреевича Гринева, это его воспоминания.

Заглавие для своего романа А. С. Пушкин выбрал, вероятно, осе­нью 1836 года. До этого времени Пушкин называл это повествова­ние просто романом. Выбор названия позволяет предположить, что образ Маши Мироновой для понимания общей концепции романа чрезвычайно важен и значим. В «Капитанской дочке» Пушкин хотел, прежде всего, показать, как складывалась судьба героев' пове­ствования в круговороте исторических событий. Именно поэтому автор выбирает Машу Миронову и Петра Гринева, чьи характеры показаны в развитии, представлен процесс становления личности.

Маша Миронова - воплощение гармонической ясности. Она су­ществует для того, чтобы вносить во все свет, любовь. Это простая русская девушка «лет осьмнадцати», с самой обыкновенной внешнос­тью: «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко заче­санными за уши», но за этой простотой таится настоящее нравствен­ной богатство. В Маше столько нежности и мягкости, что трудно и предположить б ней внутреннюю твердость и решительность. В той обстановке, в которой она росла, ей неоткуда было получить ни обра­зования, ни умственного развитии. Ее речь - показатель невысокой культуры: «Я так и обмерла», «Да так..н такой насмешник...он очень мне противен», «Это меня беспокоило бы страх». Но, несмотря на это, она обладает неким нравственным чутьем и поэтому чувствует неиск­ренность, нравственный изъян в Швабрине, который к ней сватается. А вот Петр Гринев сразу вызывает в ней симпатию и расположение, она не может не заметить его искренность и чистоту души.

Сильно привязавшись к Петру Гриневу, любя его всем сердцем, она отказывается выйти за него замуж без благословления его роди­телей: она по-народному, по-патриархальному верит в судьбу, не хочет начинать семейную жизнь с нарушения устоев, с обиды дорогих для нее людей. «Без их благословения не будет тебе счастия», - гово­рит она Гриневу. Она готова покориться «воле господней», нежели причинить кому-либо боль или страдание. В ее отношениях к людям нет ни тени эгоизма, расчета.

Робкая и скромная в обычной жизни, она проявляет стойкость, решительность и смелость в борьбе против посягательств Швабрина и в спасении Гринева. Ради спасения любимого человека, сама не­давно пережившая трагедию гибели родителей, Маша совершает невозможное. Она добивается свидания с Екатериной И, от которой ждет высшей справедливости в решении вопроса о признании неви­новным ее жениха Петра Гринева. Решающая для судьбы Гринева сцена свидания Маши и Екатерины II происходит в парке Царского Села - любимом парке А. С. Пушкина.

Финал романа немного напоминает сказку, поэтому «Капитанс­кую дочку» можно назвать романом о чуде, которое совершается бла­годаря любви и вере главной героини романа - Маши Мироновой.

 

 

 

Вопрос 2

Тема противостояния героя и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого)

 

С первого же появления Маяковского в" печати и на эстраде ему навязали амплуа хулигана. Его выступления, по воспоминаниям со­временников, сопровождались улюлюканьем, были «просвистаны до дыр». Высокий, странно выглядевший в неизменной желтой кофте («Чтобы не походить на вас!») этот хулиган-горлан был ненавистен определенной категории публики. Но за этой внешностью, напускной грубостью скрывалась ранимая и чуткая душа поэта, одинокая и не всегда понятая. Маяковский одинок, и одинок его лирический герой:

 

Время!

Хоть ты, хромой богомаз,

лик намалюй мой

в божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека!

 

В стихотворениях раннего периода творчества В. Маяковско­го присутствуют романтическая коллизия, которая выражается в конфликте между мечтой и реальностью, стремлением к гармо­нии и невозможностью ее обретения во враждебном герою мире. Для этого периода характерна тема поэта и толпы. Лирический герой раннего Маяковского - это сильная бунтующая личность, протестующая против начавшейся мировой войны и социальных несправедливостей, противопоставляющая себя обывателям. Он постоянно чувствует свое одиночество, и поэтому его образ несет на себе печать трагизма:

 

Знаете что, скрипка?

          Мы ужасно похожи:

                    я вот тоже

             ору-

    а доказать ничего не умею!

  «Скрипка и немножко нервно»

 

Одинокий лирический герой ранней лирики Маяковского окру­жен антиподами, которые могут воплощаться абстрактно, как пред­ставители мещанского общества.

 

 

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковины вещей.

           «Нате»

 

Особая раздраженность и озлобленность лирического героя порой переходит в грубость и даже цинизм. Например, в стихотворе­нии «Теплое слово кое-каким порокам» Маяковский прославляет «власть рубля», приветствует вымогателей и шулеров:

Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти.

 

Герой надевает маску циника и пошляка от великого отчаяния, устав бороться с «громадиной зла». Наконец, просто, чтобы быть услышанным, чтобы обратили внимание. Все это - показной цинизм, стремление шокировать окружающих грубыми выпадами, пойти враз­рез с общественной моралью, бросить вызов общественности, а за всем этим стоит трагическое мироощущение лирического героя Ма­яковского. Но тут же он отказывается от такой позы, раскрывая душу, полную сострадания и любви к людям. Почти в каждом его стихот­ворении мы слышим сочувствие, страстную, порой мучительную любовь и веру в человека. Именно об этом стихотворение «Послу­шайте!»:

 

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

 

Вот таким предстает перед читателем герой ранней лирики Ма­яковского - бесконечно одинокий, он находится в глубоком конф­ликте с враждебной толпой, непониманием, не находя ничего свет­лого, человечного в окружающем его мире, только корысть, цинизм, насилие.

 

 

 

Вопрос 3

Как в сатирических произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина сочетается злободневное и вечное? (На примере 1-2 произведений по выбору экзаменуемого.)

 

Выдающимся достижением последнего десятилетия литератур­ной деятельности Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки», включающая 32 произведения. Это - одно из самых ярких и наибо­лее популярных творений великого сатирика. Сказка представляет собой своеобразный жанр щедринского творчества. В «Сказках» Сал­тыков-Щедрин выступает как художник-новатор, мастер эзоповско­го повествования, демократ, оружием бичующей сатиры борющийся за будущее своего народа. Можно заметить, что в содержании «Ска­зок» находит отражение тематика почти всего творчества сатирика. В сказках перед читателем проходит почти вся галерея щедринских типов, только в обличие животных.

Какие приемы использует автор при создании сатирических ска­зок? Для сатирической сказки Щедрина характерно использование преувеличения (гиперболы), фантастики, гротеска, иносказания и аллегории, сближение обличаемых социальных явлений с явления­ми животного мира.

В сложном идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы:

• сатира на правительственные верхи и на эксплуататорские классы;

• изображение жизни народных масс в царской России;

• обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.

 

Но, конечно же, строгое разграничение сказок по их тематике невозможно, да в этом нет необходимости. Богатое идейное содер­жание щедринских сказок можно выразить словами Н. В. Гоголя: «Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегориче­скою одеждой, облекающею высокую духовную истину, когда обна­руживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступ­ное только мудрецу».

Слова и образы для своих чудесных сказок сатирик подслушива­ет в народных сказках и легендах, в пословицах и поговорках, в живописном говоре толпы. Связь сказок Щедрина с фольклором про­явилась в употреблении традиционных зачинов: «Жили да были два генерала», «жил-был пескарь», «в некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик». Не менее часто сатирик прибегает к таким сказочным формулам, как: «по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «долго ли корот­ко ли» и др. В сказках рассыпано множество пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест», «на то и щука в море, чтобы карась не дремал» и т. д.

Удивительно сочетание в сказках Салтыкова-Щедрина народных традиций и острых социальных проблем, злободневного и вечного.

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» приемами остроумной сказочной фантастики Щедрин показывает, что источником не только материального благополучия, но и так называ­емой дворянской культуры, является труд мужика. Генералы-парази­ты, привыкшие жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей, готовых пожрать Друг друга (эпизод после чтения «Ведомостей», когда один из генералов чуть не откусил ухо своему коллеге.) Автор сказки, используя гиперболизацию и гротеск, сумел обнажить основ­ной недостаток правящего класса - неприспособленность и беспо­мощность. Только появление мужика спасло генералов от оконча­тельного озверения и вернуло обычный «генеральский» облик.

Что же было бы, если бы не нашелся мужик? Это договаривается в сказочном повествовании о диком помещике, изгнавшем из своего имения всех мужиков. Он одичал, с головы до ног оброс волосами, «ходил же все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки».

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин затрагивает тему положения народа в эксплуата­торском обществе. С чувством скорби и грустной иронии изобразил сатирик рабское поведение мужика. Среди обилия плодов, дичи и рыбы никчемные генералы умирали на острове от голода, так как могли овладеть куропаткой только б изжаренном виде. Беспомощно блуждая, они, наконец, набрели на спящего «лежебоку» и заставили его работать. Это был громаднейший мужичина. Мастер на все руки. Он и яблок достал с дерева, и картофеля добыл в земле, и огонь из­влек, и разной провизии напек, чтобы прокормить прожорливых ту­неядцев, и пуха лебяжьего набрал, чтобы им мягко спалось. Да, это сильный мужчина. Перед его силой не устояли бы генералы.

А между тем он безропотно подчинился своим поработителям. Дан им по десятку яблок, а себе взял одно, «кислое». Сам же веревку себе свил, чтобы генералы его ночью держали на привязи. Да еще готов был порадовать генералов за то, что «они его, тунеядца, жало­вали и мужицким его трудом не гнушались».

Кричащее противоречие между огромной потенциальной силой и классовой пассивностью крестьянства показано сатириком в этой сказке.. Сказка рисует, с одной стороны, трагедию жизни русского крестьянства - этой громадной силы, находящейся в плену и во мра­ке, а с другой - скорбные переживания автора, связанные с безус­пешными поисками ответа на важный вопрос: «Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет?»

Такие смелые мысли могли быть переданы читателю только в «зашифрованном» виде. Своеобразным шифром в сказках Салтыко­ва-Щедрина является Эзопов язык. Вот как сам автор говорит об этом: «С одной стороны появились аллегории, с другой - искусство пони­мать эти аллегории, искусство читать между строками. Создавалась особая рабская манера писать, которая может быть названа Езоповскою, - манера, обнаруживавшая замечательную изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств».

Действуя под гнетом цензуры, Салтыков-Щедрин, вынужденный преодолевать трудные барьеры, не отступал от своих демократичес­ких убеждений, а боролся с препятствиями художественными сред­ствами. Он разработал целую систему иносказательных приемов, наименований, выражений, образов, эпитетов, метафор, которые по­зволили ему донести до своих читателей основные идеи и замыслы произведений.

Салтыков-Щедрин создал большое количество произведений, которые никогда не утратят своего эстетического значения. Автор представляет нам исторический облик своего времени, правдиво рас­сказывает о сложных общественных вопросах. С другой стороны, произведения Салтыкова-Щедрина не теряют своей злободневности и в наше время. Сатирические образы, созданные автором, узнавае­мы. Имена многих героев стали именами нарицательными. Писатель одним словом умел заклеймить порок, дать характеристику явления жизни, обличающую недостатки. Кто не встречался в жизни с иудуш­ками головлевыми или карасями-идеалистами, премудрыми пискарями или беспомощными, но амбициозными генералами. Непрехо­дящее значение творчества Салтыкова-Щедрина состоит и в том, что его сатирические произведения являются настоящей энциклопедией сатирических приемов.

Hosted by uCoz