Билет №5

 

Вопрос 1

Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого)

 

Размышления о закономерностях бытия, о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, о вере и безверии - эти философские проблемы пронизывают многие лирические произведения А. С. Пуш­кина. Свобода, любовь, дружба, история, искусство, природа - выс­шие философские ценности для поэта. Можно просто перечислить наиболее известные стихотворения поэта, посвященные философс­ким размышлениям: «Бесы», «Вакхическая песня», «Безумных лет угасшее веселье...», «Пора, мой друг, пора...», «Осень», «Вновь я посетил...», - чтобы понять, насколько глубоко и многогранно рас­крывает поэт эту тему в своем творчестве.

В стихотворении «Безверие», которое было написано в 1817 году к выпускному экзамену, автор рассуждает о том, что страх смерти, ощущение одиночества, беспокойство души - неизбежная плата гор­дого человека за отказ от веры. Причину этого тягостного состояния души поэт объясняет охлажденностью сердца: «Ум ищет божества, а - 1дце не находит».

В стихотворении «Демон» (1823) анализируются истоки и причи­ны жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают мо­лодого человека в период его вступления в жизнь. Стихотворение от­личается особым драматизмом, что можно объяснить глубоким душев­ным кризисом поэта в начале 1820-х годов. Поэт находится в ссылке, и, несмотря на красоту южной природы и близость друзей, он чув­ствует себя бессильным решать собственную судьбу. Лирический ге­рой стихотворения ощущает, что его душу порабощают, некая злая сила лишает его чувств. «Злобный гений // Стал тайно навещать» поэта и внушать ему мрачные мысли о свободе, любви и дружбе:

 

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел -

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

 

Демон, названный в стихотворении «злобным гением» сеет в душе лирического героя сомнения и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожности всего окружающего:

 

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

 

Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту, искусство, вдохновение, любовь, свободу. Но для поэтического мира Пушкина эти ценности имеют большое значение, поэтому он не соглашается с тем, что отрицание этих цен­ностей может стать истиной, которая открывается человеку, вступа­ющему в жизнь.

Тема Демона получит свое дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока.

Ощущением таинственности пронизано стихотворение «Бесы» (1830). Это стихотворение отличает фольклорный, сказочный коло­рит. Бесы - олицетворение зла и вместе с тем - страдающие суще­ства. В стихотворении поэт связывает существование бесов с перво­зданным хаосом, который в любой момент может возродиться и унич­тожить гармонию и устроенность привычного бытия. Присутствие бесов вызывает страх у лирического героя. А финал стихотворения явно окрашен мистическими красками:

 

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине.

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

 

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») и стихотворение «Воспоминание» имеют сходную форму - лирический монолог-ис­поведь. Мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям, объединяет содержание этих про­изведений.

В стихотворении «Воспоминание» лирический герой одинок, мир окружает его тишиной и мраком. Герой подводит итоги собственной жизни Воспоминание, становится суровым судьей, муки совести об­рекают героя почти на физические страдания. Пока человек не пре­одолеет собственные заблуждения, не искупит страданием совершен­ного греха, его будут преследовать страшные мучения. И все же лири­ческий герой находит в себе силы помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддержали его на жизненном пути.

В «Элегии» лирический герой принимает жизнь, несмотря на все ее испытания:

 

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обльюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

 

 

Поэт верит в возможность счастья, полноту жизни, среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора...» написано в 1834 году. В первых строчках поэт констатирует факт необратимости жизнен­ного процесса:

 

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия...

 

Но это не терзает душу мудрого поэта. Он сделал открытие, ко­торое заключается в том, что:

 

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

 

Не стоит искать счастья, как удовлетворения всех желаний. Сча­стье состоит в преодолении метаний души, сосредоточенности на себе самом, собственном внутреннем «я», самых близких людях.

В 1830-е годы в поэзии Пушкина появляется еще один мотив отив «дома» души. Размышления о таком «доме души» мы нахо­дим в стихотворении «Осень» (1833). Осень в творчестве А. С. Пуш­кина - совершенно особое время года:

И с каждой осенью я расцветаю вновь...

 

Пушкин называет осень любимым временем года. В этом сти­хотворении осень - время слияния всех начал бытия. В ней перепле­тается несовместимое: уныние и красота («Унылая пора! Очей оча­рованье!»), жизнь и смерть («Как, вероятно, вам чахоточная дева // Порою нравится»).

Круговорот времен года дан автором в этом стихотворении, но это не только годовой цикл, здесь можно увидеть и круг времени: человек не должен бояться старости и смерти, потому что это начало новой жизни.

С посещением поэтом Михайловского связано стихотворение «Вновь я посетил...». Воспоминание рождает у поэта не только со­жаление об утраченных годах, протекшей молодости, оно возвраща­ет Пушкина в прошлое, к его семье, родным и близким:

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

 

Особое звучание в этом контексте приобретает рассказ о двух семьях: «семье» сосен и человеческой семье из трех поколений. Обыч­ная человеческая семья из трех поколений имеет великий смысл, потому что только продолжение рода позволит избежать смерти и забвения.

                Моральная ответственность человека за свою жизнь, за все, что он несет миру и людям, становится важной философской истиной, открытой Пушкиным в его стихах.

 

 

 

Вопрос 2

Тема борьбы добра и зла в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого).

 

Герои произведений Михаила Булгакова помогают читателю осоз­нать позицию автора, его отношение к добру и злу, его глубокое убеж­дение в том, что человек должен сам принимать решения и отвечать за свои поступки. Проблемы нравственного выбора, ответственнос­ти и наказания, борьбы добра со злом становятся главными в романе «Мастер и Маргарита».

«Евангельские» главы романа занимают особое место в компо­зиции и содержании, в них автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле, за собственный выбор, ведущий или к истине и свободе, или к рабству и бесчеловеч­ности.

«В белом плаще с кровавым подбоем» появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Перед ним стоит трудная задача. Он должен решить судьбу другого человека. У римского прокуратора нет жела­ния губить жизнь бродячего философа. В душе Понтий Пилат осоз­нает, что Иешуа не виновен. Но Михаил Булгаков показывает зави­симость прокуратора от государства, герой не имеет права руковод­ствоваться нравственными принципами. Понтий Пилат - сильный человек, и он понимает, что может хорошо жить и преуспевать, толь­ко оставаясь рабом и слугой кесаря. Его образ драматичен: он и об­винитель, и жертва. Отправив на смерть Иешуа, он губит свою душу. Вынося приговор, он восклицает: «Погибли!» Это означает, что о гибнет вместе с Иешуа, гибнет как свободная личность. Но в споре между Понтием Пилатом и Иешуа об истине и добре, побеждает последний, потому что он идет на смерть, но не отказывается от свои убеждений, оставаясь истинно свободным.

Иешуа у Булгакова - обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный, но он - воплощение чистой идеи, провозвестник новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не могут заставить его изменить идее добра, милосердия. Он утверждает «царство истины и справедливости», где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно наступит.

В романе Михаила Булгакова Иешуа - прообраз Христа, но это не Богочеловек, а тот, кто знает и несет истину. Он проповедник, но­ситель вечного идеала, вершина бесконечного восхождения челове­чества на пути к добру, любви, милосердию.

На страницах булгаковского романа появляется и другой персо­наж - Сатана-Воланд со своей свитой, которому окружающий мир открыт без прикрас, и этот иронический взгляд Воланда на окружа­ющее близок автору. Воланд вглядывается в людей и окружающий мир, стараясь выявить в них несовершенное. Он и его свита высмеи­вают, уничтожают все то, что отступилось от добра, развратилось, утратило высокие идеалы, живет в обмане и лицемерии. Всего на три дня Воланд и свита остаются в Москве, но именно их присут­ствие помогает увидеть человека в его истинном свете, со всеми по­роками и недостатками:

«Они - люди как люди. Любят деньга, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги. Ну, легкомысленны... ну что ж... и мило­сердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...».

Меру зла, порока и корысти Воланд определяет мерой истины, красоты и добра. Он восстанавливает равновесие между добром и  злом и этим служит добру. Но разве можно считать, что в романе порок наказан? Перемены - мнимые: Именно сцены с участием Во­ланда и его свиты заставляют читателя задуматься над вопросом: можно ли изменить этот мир? На этот вопрос автор отвечает, расска­зывая нам историю Мастера и Маргариты.

Поведение Мастера и Маргариты определяет не стечение обсто­ятельств, а следование своему нравственному выбору. Мастер уста­навливает историческую истину, создавая роман об Иешуа и Понтий Пилате. Читая этот роман Мастера, мы понимаем, почему «рукописи не горят». Мастер в своем романе вернул человеку веру в высокие идеалы и в возможность восстановить истину, вопреки тем, кто не хочет с нею считаться. Но Мастер не герой, он лишь служитель исти­ны. Подобно римскому прокуратору, в условиях тоталитарного госу­дарства, от которого нельзя спастись, он падает духом, отказывается от романа, сжигает его.

Подвиг совершает Маргарита, она умеет бороться. Она пре­одолевает обстоятельства жизни, собственный страх во имя веры талант Мастера и спасение их любви: «Я погибаю вместе с тобой».

Она идет на самопожертвование, закладывая душу дьяволу. Мар­гарита сама творит свою судьбу, руководствуясь высокими нравствен­ными принципами.

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» - размышления над тем, что человеческую судьбу и сам исторический процесс определяют непрерывный поиск истины, следования высо­ким идеалам добра и красоты. По мнению автора, человек несет от­ветственность за все добро и зло, которые совершаются на земле.

 

 

Вопрос 3

Почему для Катерины невозможен путь Варвары?  (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

 

Катерина - центральный персонаж пьесы А. Н. Островского «Гро­за». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала после замужества. Исключительность и сво­еобразие характера героини делают ее непохожей ни на один из пред­ставленных драматургом женских образов.

Варвара и Катерина, как может показаться на первый взгляд, по­хожи. Обе молодые женщины, влюблены и мечтают о счастье. Но воспитание и образ жизни внесли различия в их характер и отноше­ния к окружающему миру.

Катерина - натура поэтически-мечтательная. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, Катерина рассказывает Варваре о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Обстановка в родитель­ском доме, радостная и легкая, способствовала тому, что в характере Катерины нет ничего лживого, она искренна. Сложный внутренний мир героини складывается под влиянием заботы матери, которая в дочке «души не чаяла», на девушку оказывают влияние посещение церкви, прогулки по саду, рассказы странниц и богомолок.

Катерина обладает страстной и пылкой душой: «Такая уж я заро­дилась горячая!» — говорит она о себе. Ее характер можно определить как сильный и решительный: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характе­ру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой». В этом вся Катерина.

Варвара совсем иная. Обстановка, в которой воспитывалась и росла Варвара отличалась, видимо, деспотизмом матери (Кабанихи), отношения в семье строились в строгом соответствии с Домостроем. Все это и научило Варвару приспосабливаться к условиям жизни, если ей это выгодно: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара может обманывать и притворяться, что-то готова стер­петь, хотя иногда я показывает свой характер.

Именно эти различия и объясняют тот факт; что Катерина не смог­ла скрыть свой грех и покаялась и перед Тихоном, и перед людьми, и перед Богом. И нам очень трудно представить, что на такой посту­пок могла бы решиться Варвара.

Hosted by uCoz