Билет №4

 

Вопрос 1

Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А. С. Пушкина (на примере 3-4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

 

Особое место в лирике Пушкина занимает тема любви.

«И жизнь, и слезы, и любовь...» Так разнообразны чувства, о которых пишет А. С. Пушкин в своих стихотворениях о любви. Дей­ствительно, понимание и отношение к этому удивительному состоя­нию человеческой души у поэта в разные периоды его жизни было неодинаковым. Да, наверное, это можно и понять, и объяснить.

В лицейской лирике Пушкина любовь предстает как одухотво­ряющее страдание. В стихотворении «Желание» он пишет:

Мне дорого любви моей мученье –

Пускай умру, но пусть умру любя?

 

Мотив любовных радостей и утех, нескромных желаний сменя­ется в 1816 - 1817 годах мотивами разочарования, любовной печали, уныния.

В период южной ссылки любовь ассоциируется у поэта со стихи­ей жизни, природы, уподобляется вдохновению творчества. В 1820 году на юге была написана элегия «Погасло дневное светило...». В этом стихотворении романтическое разочарование наполнено гуманным содержанием. Прекрасная человеческая душа под влиянием воспоми­наний о прошлом волнуется, «кипит» и «замирает», бросается от дви­жения к мертвому покою, а затем вновь к движению. Волнению моря вторит состояние души лирического героя. Это волнение передается своеобразным повторением строки-рефрена:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

 

А. С. Пушкин говорит о том, что «глубоких ран любви ничто не излечило» - всегда будет помниться то, что по-настоящему истинно, что будет ранить, но жить в воспоминаниях.

Замечательное послание «К морю» написано в 1824 году. На пер­вый взгляд, это стихотворение о свободе. Но, оказывается, что сво­бода - не самая главная человеческая ценность. Любовь сильнее: Могучей страстью очарован, У берегов остался я...

Чары этой любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря-друга. Это стихотворение о могучей привязанности одного человека к другому, о близкой душе, которую не могут заменить все блага мира.

1825 год ознаменован написанием двух прекрасных стихотворе­ний о любви - «Сожженное письмо» и «К***» («Я помню чудное мгновенье»). Оба эти произведения представляют любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.

Стихотворение «К***» - послание. Многие видят в нем выраже­ние отношений А. С. Пушкина и А. П. Керн. Но увлечение А. П. Керн послужило для поэта своеобразным толчком, поводом для создания произведения, в котором он обобщил свои взгляды на любовь.

Это стихотворение - гимн красоте любви. Любовь не только обо­гащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии А. С. Пушкин так прямо связывает глубоко интим­ные переживания с духовным обликом человека. Странным кажется на первый взгляд, что у Пушкина образ героини свободен: «голос нежный», «милые» и «небесные черты» - вот она, героиня стихотво­рения, совершенный образ женской красоты.              

Трудно не заметить особенности построения стихотворения: трехчастность произведения. Оно распадается на равные части (каждая по две строфы), соответствующие первому знакомству, годам разлуки и новой встрече с А. П. Керн.

Сравним начальную и заключительную строфы стихотворения. В каждой строке - нежность и восхищение. Через все стихотворение проходит мысль о женском идеале. Если в начале стихотворения это «гений чистой красоты», то в конце, композиционно завершая про­изведение, звучит:

 

И божество, и вдохновение,

И жизнь, и слезы, и любовь.

 

В памяти остаются слова, из которых соткано «чудное мгнове­ние», образ любимой.

Обратимся к сюжету пушкинского стихотворения: в нем жизнь поэта, его судьба, источник вдохновения. «Я помню чудное мгнове­нье: передо мной явилась ты...» (первая встреча А. С. Пушкина с А. Керн), «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суе­та. ..»(годы жизни в Петербурге), «шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...» (Южная ссылка), «в глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои...» (Михайловское). Гениальность Пушкина состоит в том, что ему понадобилось всего несколько строк, чтобы сказать о пережитом за многие годы.

Мастерство поэта, как мне кажется, кроется и в создании идеала женственности, которому непременно хочется следовать. А еще нести в себе нежность, тайну, любовь - все то, что дает силу и «вдохновенье».

В 1829 году после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой А. С. Пушкин отправляется на Кавказ. Но и здесь все окружающее пронизано памятью об оставленной возлюбленной. Так появляется стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла». В нем печаль поэта не имеет ничего тягостного, мучительного:

 

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой...

 

Воспоминания рождаются на фоне романтического пейзажа: воз­вышенная природа Грузии, шум реки. Любовь в этом стихотворе­нии - это потребность и высшее проявление человеческого чувства. Сердце героя «горит» и «любит», потому что это его естественное состояние. Свет этого огня делает звучание стихотворения не только оптимистическим, но и жизнеутверждающим.

Нельзя не остановиться и еще на одном стихотворении поэта, ко­торое называется по первой строчке «Я вас любил». Это стихотворе­ние обращено к Анне Олениной, петербургскому увлечению поэта. В этом стихотворении поэт открывает всю глубину и тайну любви:

 

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

 

Чувство любви еще живет в душе героя, но он не хочет причи­нять боль и страдание возлюбленной, не найдя ответа на свои чув­ства в ее сердце. Нет ни упреков, ни мольбы, нет попыток вызвать к себе жалость или сочувствие. Поэт просто прощается со своей воз­любленной:

 

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

В последних строчках этого стихотворения звучит столько душев­ной силы, так трогательно пожелание испытать настоящую любовь.

Пушкину удалось в таком маленьком стихотворении подняться до огромной высоты понимания истинности любви человеческой, той любви, которая умеет прощать, которая не знает упреков и обвине­ний, которую отличает благородство и бескорыстие. Это та лю­бовь, о которой мечтает каждый смертный. Это любовь, дающая силы и поднимающая человека.

Вершиной любовной лирики поэта можно считать стихи, посвя­щенные его жене Наталье Гончаровой. В сонете «Мадонна» Пушкин воспевает свою избранницу, называя ее «чистейшей прелести чис­тейший образец». Поэт восхищается, прежде всего, чистотой души Натальи Гончаровой. В этом стихотворении поэт говорит о божествен­ном смысле семейного счастья.

На протяжении всего своего творчества Пушкин менял представ­ление о любви, Его лирический герой проходит путь - от любви-страдания до любви - самопожертвования, которая лишь одна спо­собна сделать человека, поистине счастливым.

Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, свет­лым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушки­на, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художе­ственный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А. С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это зна­чит, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».

 

 

 

Вопрос 2

Образ дня и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне»

 

Одно из самых ярких и сильных драматических произведений Горь­кого начала 1900-х годов XX столетия - пьеса «На дне». Герои пьесы, люди самого различного характера и социального положения, оказались в подвале, похожем на пещеру или даже тюрьму. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и вор Пепел, жаждущий правильной жиз­ни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своем былом успехе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они дос­тойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.

Судьба обитателей «дна» - грозный обвинительный акт против существующей действительности. Горький не дает подробного опи­сания жизненного пути героев пьесы, но и те черты, которые он вос­производит, прекрасно раскрывают его замысел.

В немногих словах рисуется жизненная судьба Анны, которая' никогда досыта не ела, «всю жизнь мою дрожала..., мучилась..ак бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила..сю мою несчастную жизнь...»

И у рабочего Клеща доля тяжела: «Работы нет..илы нет! Вот -правда! Издыхать надо...».

Предметом изображения в драме Горького становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процес­сов на дно жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек пре­доставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные изломаны, изуродованы жизнью.

Среди героев ночлежки есть такие, кто ищет в человеке противо­стоящие уродливой действительности душевные силы. Эти силы, рож­денные больным воображением фантазии, оказываются несостоятель­ными, подчас смешными. Но само по себе желание найти прекрасное, возвышенное в жизни удивительно одухотворяет нищенскую действи­тельность. Автор не скрывает своей чуткости к смятенным мечтам Насти (жажда подлинной любви), Наташи (разрушить, изменить нуд­ную реальность), Актера (возвращение утраченного дара, таланта), Татарина (надо честно жить). О тайных идеалах все эти люди говорят редко, сбивчиво, с трудом подыскивают слова. Между тем принципы их поведения обусловлены представлениями о добре и красоте.

Представлен автором и другой тип характеров. В чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились с положением «бо­сяков», откровенно занимаются шулерством, цинично издеваются над несчастьями и чудачествами ближних, равнодушны к преступлени­ям. Но Горький вкладывает в их уста верные и глубокие суждения о . жизни. Автору дороги эти персонажи проницательностью, смелос­тью суждений, какой-то затаенной, выраженной даже в песне тоской по воле и правде. Основное противоречие этих героев - природный ум, обреченный на бездействие.

Главное обвинение автора адресовано героям, неспособным най­ти в себе силы противопоставить свою волю действительности. Горькому удается вскрыть одну из характерных черт русского на­ционального характера: неудовлетворенность реальностью, резко критическое к ней отношение и полную неготовность что бы то ни было предпринять для того, чтобы эту реальность изменить. Имен­но поэтому столь теплый отклик находит Лука в сердцах ночлеж­ников: ведь он объясняет неудачи их жизни внешними обстоятель­ствами и вовсе не склонен винить самих героев в неудавшейся жиз­ни. Как улей, начинает гудеть давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Почти каждый ее житель получает опасную игрушку - ложную надежду на спасение. Так «лечит» угасающие души Лука. И мысль о попытке как-то изменить обстоятельства не приходит в голову ни Луке, ни ночлежникам. Поэтому столь драматично переживают ге­рои уход Луки: надежда, разбуженная в их душах, не может найти в их характерах внутренней опоры; им всегда будет необходима вне­шняя поддержка.

Образ Луки, созданный М. Горьким на страницах пьесы «На дне», заставляет задуматься об истинном и ложном представлении о гума­низме. А ещё наводит на размышления о возможности человеческо­го счастья: не может быть человек счастлив, пока он несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Но человек досто­ин счастья и свободы потому уже, что он человек.

По мысли писателя, пассивная идеология может лишь примирить героя с его нынешним положением и не подвигнет его к попытке это положение изменить, как это случилось с Настей, с Анной, с Актером.

Каждый из последних трех актов пьесы заканчивается смертью: Анна, Костылев, Актер. В финале второго действия Сатин кричит: «Мертвецы - не слышат!, Мертвецы не чувствуют... Кричи... реви... Мертвецы не слышат!» Прозябание в ночлежке автор сравнивает со смертью. Обитатели «дна» так же глухи, слепы, как покойники. Дви­жение драмы Горького связано с пробуждением «живых трупов», их слуха, эмоций. В четвертом действии происходят сложные процессы в сонной душе, и люди начинают слышать, чувствовать, что-то пони­мать. Именно здесь таится главный смысл пьесы.

 

 

Вопрос 3

Чем объясняется пассивность Кутузова во Бремя Бородинского сражения? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)

 

На этот вопрос можно дать короткий ответ. Полководец Кутузов понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из преды­дущих войн. Но такой ответ требует дополнительных пояснений.

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой поднимает проблему роли личности в истории. Выразителем своих взглядов писатель делает Кутузова.                        

Кутузов изображен в романе как человек, который обладает боль­шим стратегическим мастерством, долгие ночи продумывает план кампании, выступает активным деятелем, за внешним спокойствием . полководца скрывается громадное волевое напряжение.

Для ведения народной войны, какой была война 1812 года, ну­жен был именно такой полководец. При этом, изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей, воли и чувства, Толстой создает образ живого человека. Мы видим порт­рет героя, его фигуру, походку, жесты, мимику, его глаз, светящийся приятной ласковой улыбкой, слышим его речь, разнообразную лек­сически, всегда грамотную и уместную.

Толстой пишет о Кутузове: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения не распоряжения главнокомандующе­го, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и уби­тых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти».

Эту характеристику можно дополнить словами князя Андрея: «.. .он все выслушает, запомнит. Все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понима­ет, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбеж­ный ход событий, - и он умеет видеть их, умеет понимать их значе­ние и ввиду этого значения умеет отрекаться от участия в этих собы­тиях, от своей личной воли, направленной на другое...».

Основу взглядов автора составляет сознание, что творцом исто­рии, исторических событий является народ, а не отдельные личнос­ти (герои) и что всякие рационалистически построенные теории и планы, как бы хороши они ни казались, - ничто пред той силой, ко­торой является настроение, дух масс. Народ в изображении Толсто­го - решающая сила истории. Поэтому победа над Наполеоном рас­сматривается автором как результат патриотических усилий народ­ных масс. По мнению Толстого, а его мысли выражает в романе Кутузов, руководить этим процессом невозможно. Вот почему Куту­зов пассивен во время Бородинского сражения.

Hosted by uCoz