Билет №1
Вопрос 1
Патриотическое
звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве».
Вершиной
поэтического искусства древней Руси является «Слово о полку Игореве». По
выражению Белинского, «Слово» - прекрасный, благоухающий цветок славянской народной
поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». Действительно, «Слово» - удивительный
памятник древней Руси. Прошло восемь веков с тех пор, как оно появилось. Но
читатель входит в поэтический мир древнего текста так
же свободно, как в эпос и лирику античности, не успевая освободиться от
современных представлений и наполняя старые строки своими проблемами.
«Слово»
написано в конце XII века, но стало известно нам лишь спустя 600
лет, в самом конце XVIII века.
Начиная с XI до конца XII века,
когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из
них были княжеские междоусобицы, другим - набеги половцев. Поэтому лучшие люди
страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору
половцам, к защите своей родной земли. «Если, - говорил Владимир Мономах
князьям, - мы не прекратим междоусобий... то погибнет земля Русская и враги
наши, половцы, возьмут землю Русскую».
Основная идея «Слова»,
которая заключается в призыве русских князей к объединению накануне татаро-монгольского
нашествия, придает произведению особое патриотическое звучание. Неизвестный
автор ставит перед собой задачу призвать и князей, и народ к сплочению для
борьбы за единство Русской земли, направить мнение народа против междоусобных
войн князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных
интересов.
Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой
идеей всё «Слово». Нравственная проблематика этого произведения раскрывается в
образах героев, в картинах событий и в пейзажах, она определяет композицию
произведения, его язык.
Автор пишет об
обширных пространствах своей родины, о её реках, горах, степи, городах, селах,
делает участниками событий разных птиц и зверей, населяющих его страну. Даже
животные не остаются равнодушными к событиям, рассказанным на страницах произведения.
Но Русская земля для автора «Слова» не только природа и русские города, это,
прежде всего, русский человек.
Вдохновитель и
руководитель похода - князь Игорь - уже с самого начала выступает перед нами
как защитник Русской земли, который «навел свои
храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Игорь - храбрый воин, у
него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает
неблагоприятное предзнаменование - солнечное затмение. Забота о защите
государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступлением
в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитым,
чем полоненными... Хочу поломать копье о конец поля половецкого, с вами,
русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона» Во время боя
он стремится помочь брату Всеволоду.
Близок Игорю и
его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают
Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Оба князя становятся в «Слове»
носителями патриотической идеи - их боевой поход не для личной славы и не для
удовлетворения амбиций. Братья ведут свои войска, чтобы раз и навсегда избавить
родную землю от вражеских посягательств, они стремятся сделать свою Родину
свободной, сильной, сплоченной.
Особый светлый
образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач»
Ярославны передан в духе народной поэзии. Этот прием подчеркивает народность
Ярославны. Этот удивительный образ стал символом русской земли, родины, матери,
любви - так много объединяет в себе русская княгиня. Её устами говорит простая
русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и
горюющая о том, что он ранен и в плену. Её обращение к природе за помощью
придает плененным силы и помогает им бежать. Но Ярославна не только любящая
жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время
бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов,
которые ушли в поход с её мужем. Для Ярославны поражение русских воинов -
большое личное несчастье.
Нельзя не
сказать о таком герое «Слова», как Святослав, который произносит свое «золотое
слово». В этом слове Святослава живет надежда объединить князей в борьбе за
Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Обращение Святослава
к князьям приобретает особое звучание - патриотического обращения.
Интересным
может стать наблюдение за характером Русской земли как родины. Мир родины,
общий русский мир оказывается не мстителен, а добр.
Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором
в «Слове» очень ярко.
И это всего
лишь одна из круга нравственных проблем, которые поднимает автор в
произведении. Добро становится нормой, коренным свойством жизни. Непреклонная
вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе
русских воинов, ратных доблестях Игоревой дружины, мужестве и самоотверженности
бойцов. Прекрасный, наделенный чертами русского фольклора мир природы;
необыкновенные русские характеры князей, бойцов, женщин; сам автор с его верой
в мудрость и патриотизм князей и народа, с его уверенностью в том, что
справедливость и доброта никогда не будут побеждены злобой и обманом. Добро
для автора -. основа отношения к миру.
Наверное,
именно поэтому так притягательно для нас «Слово», которое при всем своем
эпическом могуществе наделено необыкновенным лиризмом.
«Слово о полку
Игореве» имеет огромное идейное и художественное значение. Это глубоко
патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь автора к
страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского
народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда
народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным.
Д. С. Лихачев так оценил памятник древнерусской литературы: «Две темы
сочетаются, переплетаются и противостоят друг другу в «Слове»: эпическая,
государственная и лирическая, личная. С одной стороны, автор «слова» скорбит о
судьбах всей Русской земли, опустошенной половцами и лишенной внутреннего
единства. С другой, он пишет о личной судьбе потерпевшего жесточайшее поражение
мелкого новгород-северского князя Игоря Святославича,
его жены Ярославны, ... и многих других».
Вопрос 2
Тема
революции и ее воплощение в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
А.
А. Блок принадлежит к тем поэтам, которые сразу же приняли и приветствовали
Октябрьскую революцию.
Поэма
«Двенадцать», написанная за три дня, в январе 1918 года, является первым
значительным поэтическим откликом на события октября 1917 года. Поставив точку
в конце поэмы, Блок записал в дневнике: «Сегодня я - гений». Откуда столь
высокая оценка? Ведь Блок всегда был удивительно требователен к себе. Наверное,
потому, что именно в период замысла поэмы и ее написания поэт творил в полном
согласии со стихией, с той «музыкой революции», которую он призывал услышать
ещё в статье «Интеллигенция и революция».
Этой
музыкой разыгравшейся стихии наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте
ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка - на
стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный)
музыки лишен, его стенания сопровождаются лишь душещипательной
пошловатой мелодией городского романса (9 глава - «Не слышно шуму
городского»).
В
первой же главе поэмы возникают образы представителей «старого мира». Это - не конкретные люди, а скорее, обобщенные образы-символы,
социальные маски: буржуй, упрятавший нос в воротник, писатель-вития, товарищ
поп, барыня в каракуле. Со всеми стихия (ветер) расправляется жестоко:
сбивает с ног, рвет одежду, загоняет в сугроб. Их нечего жалеть, они свое
отжили, поэтому ветер у Блока - несущий обновление, сметающий все старое на
своем пути, «хлесткий»; он «зол и рад», он беспощаден к старому.
Два
мира противоборствуют - старый и новый. И это соответствует противопоставлению
двух красок, двух цветов в поэме - белого, символизирующего новое, и черного,
цвета уходящей и разрушаемой жизни. Это противостояние старого и нового
определяет структуру поэмы. Мировая буря бушует во вселенной.
Образы
старого мира рисуются Блоком иронически. Эта ирония и в самом обозначении
представителей старого мира (буржуй - явно просторечное),
и в описании внешнего облика персонажа («Длинные волосы и говорит вполголоса»
- писатель; «А вон и долгополый сторонкой за сугроб» - поп), и в обращении к
героям (товарищ поп) и т. п.
Все
эти лица, кроме буржуя, раз появившись, сразу же исчезают со страниц поэмы,
будто и правда ветер уже навсегда смел эту нечисть с
лица земли. Один лишь буржуй снова и снова будет возникать на страницах поэмы.
9
глава целиком посвящена описанию «буржуя», являющегося символом старого мира:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный
Стоит за ним, поджавши хвост.
Само
очертание человеческой фигуры, напоминающее вопросительный знак, говорит о
растерянности, «сломленности» старого мира.
Но
легко уничтожить отдельного человека, символизирующего этот мир, легко
уничтожить практически целый класс, гораздо сложнее уничтожить старое в душах
человеческих. Ведь Блок мечтал о том, что революция поднимет человека на качественно
новую ступень (нравственную, духовную), превратит его в человека-артиста.
В поэме «Двенадцать» само понятие «стихия» связано, прежде
всего, с образами природы (ветер, снег) и с тем, что происходит в человеческих
душах. Кроме
того, стихия находит свое воплощение в цветовой символике поэмы и в
разнообразии музыкальных ритмов практически каждой главы.
Стихия цвета.
«Черный
вечер. Белый снег». Черное - старое, уходящее, белое -новое
, устремленное в будущее. Жестокое разделение - таково время, никаких
полутонов. А ещё в поэме возникает красный цвет - цвет знамени, крови,
революции.
Стихия музыки.
"2 глава, ритм марша: «Гуляет ветер. Порхает снег. Идут двенадцать
человек. Винтовок черные ремни, кругом - огни, огни, огни».
Жесткий
ритм и жестокий, потому что все идут в ногу, с этого ритма нельзя сбиться! «Шаг
держи революционный, близок враг неугомонный».
3
глава, частушка, 9 глава - городской романс.
Стихия природы.
Безудержная,
веселая, жестокая. «Ветер - на всем божьем свете!». Космический масштаб, ветер
сбивает с-ног, загоняет в сугробы представителей старого -мира.
«Ветер веселый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвет. Мнет и носит
большой плакат: «Вся власть Учредительному собранию».
Ветер
сопровождает «Двенадцать» («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать
человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в
метель, «снег воронкой завился, снег столбушкой
поднялся». Метель в душе Петрухи. Начинается пурга.
Стихия душ человеческих.
Безудержная,
жестокая, непостижимая. Описание «двенадцати»: « В зубах цигарка, примят
картуз, на спину- б надо бубновый туз» (бубновый туз -
знак каторжника). Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», т. е. дозволено все.
Это «без креста» трижды повторяется на протяжении второй главы.
Вседозволенность оборачивается убийством. Погибнет Катька. Ненависть к старому
миру выливается в призыв «Пальнем-ка пулей в Святую
Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую».
Исповедь
Петрухи после убийства (совсем иной стиль):
Из-за удали бедовой в огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой возле левого плеча,
Загубил я непутёвый, загубил я сгоряча...
ах!
Петруху ставят на место, он становится такой, как все,
теряет индивидуальность. Это - трагедия!
Всеобщая
гульба: «Запирайте етажи,
нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»
8
глава - самая страшная. Скучно! Всё без меры: горе, радость, тоска. Скучно -
это серо, серо - это безлико.
11
глава:
Идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Всё
это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но все-таки впереди «двенадцати»
- Христос. Он словно выводит их с метельных улиц Петрограда в миры иные.
С
появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает
вселенская тишина:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди - Иисус Христос.
Само название поэмы заключает в себе двоякий смысл. Собирательный герой
поэмы - красногвардейский дозор, охраняющий революционный порядок в Петрограде.
Однако двенадцать красноармейцев - это не просто точная бытовая деталь, но и
символ. По евангельской легенде, двенадцать апостолов, учеников Христа,
явились провозвестниками нового учения, новой эры.
В
статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой,
Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все
стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала
справедливой, чистой, веселой и прекрасной»; «мировой пожар, который разгорается
и будет ещё разгораться долго и неудержимо, пока не запылает и не сгорит весь
старый мир дотла».
Возвращаясь к поэме «Двенадцать», нужно ещё раз подчеркнуть,
что основным замыслом автора было создать произведение о крушении старого мира
и рождении нового, дать почувствовать сложную музыку революции.
Вопрос 3
Каковы главные причины лежания Ильи Ильича Обломова?
(По роману И. А. Гончарова «Обломов».)
«Обломов»
кажется предельно простым и ясным произведением, содержание и смысл которого
легко обозначить фразой: изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не
делать, он оказывается не приспособленным к жизни и бесславно оканчивает ее от
апоплексического удара еще сравнительно не старым человеком. Вспоминается при
этом, что А. Н. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?»
назвал роман Гончарова «знамением времени», т. е. весьма злободневным, имеющим
важное общественное значение. Роман появился накануне отмены крепостного права
в России, того самого уклада, который порождает Обломовых.
«Обломов»
- реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический
роман. Автору удается раздвинуть узко временные рамки романа, обнаруживая черты
Обломова не только в эпохе, среде, но и в недрах русского национального
характера.
Автор
поднимает в своем романе целый ряд проблем. Прежде всего, это драма
умственного и нравственного развития героя, изображение того, как «никнут и
увядают» его лучшие задатки и через какие внутренние компромиссы герой
постепенно приходит к оправданию апатичности и бесхарактерности, к своей
капитуляции перед ними.
Главным
источником романа послужили наблюдения будущего писателя над действительностью,
в частности над жизнью родной семьи и родного города Симбирска: «Мне кажется, -
вспоминал он позднее, - у меня, очень зоркого и впечатлительного мальчика, уже
тогда при виде всех этих фигур, этого беззаботного житья-бытья, безделья и
лежанья, и зародились неясные представления об «обломовщине».
Сюжет
романа прост и ясен. Он заключается в изображении борьбы в Обломове двух
чувств: любви к Ольге Ильинской и властного стремления к покою и лени.
Последнее побеждает.
Чтобы
понять характер Обломова и найти объяснение его пассивности, апатии,
необходимо вслед за автором изучить историю жизни героя. Вместе с героем,
задающим себе вопрос: «Отчего я ... такой?..», перенесемся в благодатную
Обломовку, возникшую сладостным видением в сне Ильи
Ильича. Любовью и умиротворением веет из этих глубин человеческого бытия.
Легенды и сказки, былины и притчи формируют сознание, рождают поэтическую
мечтательность главного героя. Вынесенное из глубин детства и отрочества
чувство внутренней свободы Обломов пытается сохранить в окружающей его
действительности. Именно поэтому служба, лишенная человеческого
взаимопонимания, друзья, мечтающие только о карьере, женщины, не способные
любить, отторгаются Ильей Ильичем как чуждое его нравственным идеалам: «Все это
мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» Он ищет
совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью
человеку». Но такого Обломова, тонко чувствующего, сохранившего внутреннее
достоинство, удается увидеть не сразу. Вина Ильи Ильича состоит в том, что он
погасил Божью искру, дарованную ему свыше.
Апатию
и лень, малодушие и эгоизм в Обломове породили гиперболизированная опека
старших, ограниченность стремлений, отрешенность, закрытость от реальной
жизни, желание оградить, уберечь от возможных проблем. Не смог Илья Ильич
реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его
чуткой и доброй («хрустальной») души. Обломов не понял себя, не осознал в себе
человека, не дал выхода свету, который, как он считал, был заперт в нем. Герой
Гончарова так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался
подчинить его себе.
Трагична судьба главного героя романа Гончарова, но разве
это вина одного Обломова? «Наше имя легион», - скажет Илья Штольцу
и будет прав. Сколько людей не смогли сбросить с себя
халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа, ради успокоенности, собственного
благополучия? Этот вопрос звучит на страницах романа и будоражит не одно
поколение читателей. В этом высочайшая ценность произведения Ивана
Александровича Гончарова.